среда, 3 июля 2024 г.

"Онегин" без поэзии (по материалам публикаций газеты "АиФ-Кубань")

 
Мы живём в очень сложное время, «эпоху перемен», когда идёт слом прежних устоявшихся систем, идеологий, догм. Рушится, по большому счёту, миропорядок. И на этом политическом фоне происходит пересмотр многих культурных парадигм и канонов. Да и в образовании оказалось не всё так гладко, как хотелось бы ведь школьников с пресловутым «клиповым мышлением» с большим трудом можно заставить читать что-то эпичное, когда даже небольшие стихотворения они учат с трудом.
Некоторые писатели, ставшие буквально классиками в «либеральные» десятилетия, на фоне последних изменений внезапно оказались совсем даже и не друзьями. Ниспровергаются культурные «идолы», ломаются копья и карандаши в непримиримых диспутах, составляются списки «неблизких» «властителей дум и акул пера».
В этом «разброде и шатании» общество нуждается в каких-то общих мотивах, способных
сплотить и больших и малых. Таким «цементом» при СССР выступала идеология, и скрепляла общество очень хорошо. Сейчас идеологии в прежнем виде в России нет, и зачастую разные слои населения и возрасты не имеют между собой общих точек соприкосновения.
А почему бы нам не вернуться к русской классике, как одной из таких точек? Ведь детство тесно связано со сказками русских поэтов и писателей, для подростков и юношества немало есть чудесной прозы и лирики от Аксакова до Фета и Шукшина. А возрастные книголюбы найдут свою «читательскую нишу» в более серьёзных произведениях крупных романах философского характера. Да и беллетристика тоже не так безвкусна и лапидарна ведь писавший построчно Дюма тоже не так прост, а читают его уже вторую сотню лет.
Литература может стать именно той нитью, которая  свяжет любой возраст
от детства до глубокой старости. В России немало писателей, в литературном ларце которых есть книжная драгоценность для любого книгочея  от мала до велика. Вот скажите навскидку, чьё имя сразу летит с языка, стоит лишь заговорить о литературе? Ситуация будет поистине анекдотичной - подавляющее большинство сразу скажет о Пушкине.
В этом, 2024 году, мы отметили юбилей поэта, но и без того в нашей жизни находится дата, пусть даже и малая, связанная с великим русским классиком, творчество которого буквально впаяно в нашу жизнь. И книги А. С. Пушкина способны удовлетворить любого, даже самого  капризного читателя ибо там есть всё от лаконичной простоты и нежной напевности сказок
до бриллиантовых сполохов тонкой лирики и скрупулёзных исторических исследований и сочной, зрелой прозы.
О Пушкине говорят и пишут многие. И маститые литературоведы, и исследователи, и журналисты, и собраты по перу, преподаватели учебных заведений. Одна из таких публикаций-исследований появилась в газете «Аргументы и факты-Кубань» № 23 за 2024 год.

 «Онегин» без поэзии

Профессор КубГУ – о важности книг
Как СССР стал самой читающей страной в мире, что привело в упадок «литературную религию» нашего народа и зачем нужны книги современному человеку? Почему Пушкин, 225-летие со дня рождения которого мы отмечаем 6 июня, остается ключевой фигурой русской словесности? Что делать с текстами писателей-иноагентов, которые из-за рубежа профессионально тиражируют ненависть к России?
На эти и другие вопросы «АиФ-Юг»  ответил доктор филологических наук, профессор, завкафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ Алексей Татаринов
Алексей Викторович Татаринов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения. Автор десятка монографий и учебных пособий, трижды признавался лучшим ученым КубГУ. Читает студентам курсы по литературе, религии и философии.

Связь времен

Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Алексей Викторович, раньше нашу страну считали самой читающей в мире. С чем это было связано?
Алексей Татаринов: Коммунисты сделали христианство своим врагом, но наши стратеги
понимали, что нужны какие-то духовные платформы. На мой взгляд, их было две. Во-первых, это марксистско-ленинская идеология, которая прекрасно работала и помогла выиграть войну. Но уже в 60-х годах этот набор риторических штампов стал ветшать. А второй религией была литература. Большевики поняли, что она может решить проблему межклассовых различий. Разные группы людей от крестьянства до интеллигенции находились внутри одних и тех же текстов, что помогало ковать народную солидарность. То есть литература являлась одной из главных форм создания народа и поддержания его жизни. Было три потока: русская классика, советская литература и переводы лучших текстов Запада. Здорово, что иностранные писатели как бы стали заодно с нашими. Это и увеличивало объем знания, и прекрасно работало на пропаганду. Идея была в том, что есть элиты Запада, которые против нас, а есть западные писатели и народы, они за нас. Это был очень интересный проект.

– По каким причинам все изменилось?
– Распалась связь времен, поскольку СССР был уничтожен. В 90-х стал популярен образ смешливого, активного идиота, не обремененного знаниями и даже считающего это особой формой праведности, гордости. То есть возникла мода на не чтение, любителей книг высмеивали. Молодых постсоветских людей, еще читавших по инерции, захватывали мысли о том, что надо делать карьеру, деньги, а литература с ее духовными задачами – это от лукавого. Менее значимым фактором стало возвращение христианской идеи. Церковь немного увела интеллигенцию от моды на чтение. Кроме того, сильно повлияла цифровая революция. Литература была формой работы и одновременно отдыха, из нее получали высокую и просто интересную информацию. А потом чтение книг начали считать слишком сложным делом и отдавать предпочтение легким способам досуга с «цифрой».  

*****
Понять себя
– По книгам каких авторов люди смогут в будущем более или менее объективно судить о сегодняшней жизни в России?

– Это непростой вопрос, так как наша современная литература находится в такой форме авторского эгоизма, что часто не столько отражает реальность, сколько тяжелое состояние головы писателя. Трансляция таких текстов в будущее – огромная проблема, а многим авторам просто нечего сказать. Но в этом потоке можно найти тех, кто служит традициям русского языка и восприятия мира. Если вы хотите найти в современной литературе нечто классическое, то почитайте повесть Андрея Антипина «Дядька». Это лучший текст последних 10 лет, на мой взгляд. Или возьмите повесть «Полет совы» Михаила Тарковского, племянника известного режиссера. Если вас интересует трагедия распада СССР, почитайте роман Веры Галактионовой «Спящие от печали». Кто хочет узнать оценку последних десятилетий авторами, совмещающими военную и интеллигентскую точки зрения, почитайте Александра Проханова: «Последний солдат империи», «Господин Гексоген», «Человек звезды» или Захара Прилепина: «Санька», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад».

– Ряд авторов, живущих за рубежом, открыто выражают ненависть к России. Правильно ли, если их книги будут в продаже?

– В нашем веке создан страшно большой поток антирусской литературы, которая была заказной, хорошо оплачивалась и активно популяризировалась. Авторы таких произведений пытаются показать, что Россия – это яма, бездна.
Многие из них признаны иноагентами и продолжают проклинать нашу страну. Я думаю, что такие книги нужно изымать, но при этом специалисты должны иметь возможность их изучать, в том числе в вузах. Мы будем слабее, если сделаем вид, что всего этого нет. Важно понимать, почему такие писатели были популярны, а сейчас фактически сами себя закрыли, и что вообще случилось с Россией за
последние годы.

Источник: Власенко А. «Онегин» без поэзии: профессор КубГу о важности литературы и книг / А. Власенко // Аргументы и факты - Кубань. - 2024. -  № 23. - 5-11 июня. - С. 3. - Текст непосредственный.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий