В течение двух лет читатели газеты «Кубанские
новости» имеют прекрасную возможность знакомиться с рецензиями литературного
критика Алексея Татаринова. Это человек, работающий с литературой в двух
важнейших сферах – научно-педагогической – как доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Кубанского
госуниверситета, и литературно-критической – своими многочисленными
публикациями в периодике, активно участвующими в современном российском
литпроцессе. Он был признан лауреатом газеты «Литературная Россия» (2011 г.) и
журнала «Наш современник» (2012) за лучшую литературно-критическую публикацию. В своих многочисленных интервью критик
говорит о терапевтическом, просветляющем и развивающем душу человека воздействии
литературы. «Какой бы ни был роман: агрессивный, пессимистический,
депрессивный, оптимистический – он захватывает твоё время и в тот же момент
даёт тебе некие силы для того, чтобы провести внутреннюю работу. Ведь в нём ты
можешь найти отражение себя состоявшегося, себя возможного, других людей…». Но в
то же время Алексей Татаринов отмечает: «Литература не проповедь.
Литература не просто обещание какой-то торжествующей схемы, которую обретёт
читатель. Пути действия литературы очень сложные». Многие критические статьи
филолога можно найти на сайте газеты «Кубанские новости», а здесь мы публикуем рецензию
на роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Все наши юные читатели изучают Лермонтова в рамках
школьной программы, думаю, их может заинтересовать этот свежий взгляд на бессмертную классику.
КАВКАЗСКИЙ МУЧЕНИК ПЕЧОРИН
Рецензия на роман
Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» (А.Татаринов).
Григорий Печорин –
плохой человек: непозволительно играл с женщинами, застрелил на дуэли товарища,
не скупился на циничные слова. Создавший Печорина Михаил Лермонтов – человек
хороший: не только великий русский поэт, но отважный воин, убитый завистниками
и клеветниками.
Мы знаем: автор – не
герой, у него своя судьба. Дистанция, отделяющая литературного творца от
творения, всегда должна учитываться. Однако исключение их родства и глубокой
связи – ошибка. Печорин – это Лермонтов в предощущении своей близкой и
неминуемой смерти, в обреченности и неумении крепко схватиться за житейский
оптимизм, чтобы все демоны конца исчезли, покинули поэта. Печорин – умирающий в
гении внутренний человек, которому Лермонтов, балансирующий на грани жизни и
небытия, посвящает последний, очень непростой гимн.
Еще Николай Первый учил
правильно оценивать «Героя нашего времени». Печорина любить нельзя, Максима
Максимыча – необходимо: «Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал
эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего
времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те,
кого обыкновенно так называют. В кавказском корпусе есть много подобных людей,
но их слишком редко узнают; но в этом романе капитан появляется как надежда,
которая не осуществляется…». Сторонники литературы как прямого нравственного
поучения царские слова часто вспоминают. Да здравствует Максим Максимыч!
Добрый, сердечный человек – всем бы такими быть!
В хоре моральных
оптимистов не нахожу себе места. Все мы помним, что симпатичного вояку,
несущего букет сентиментальности, не обнял Григорий Печорин. Уклонился, лишь
пожал руку старому товарищу. А он хотел броситься на шею. Что еще знаем о
Максиме Максимыче? Нигилизма и романтизма точно в себе не несет. Хорошо
относится к Бэле. Спас девушку? Нет, не спас. Отец большого семейства? Ни
детей, ни жены. Нет, и не будет. Замечательный сын? Родителей не видел много
лет. Он даже не в курсе, живы ли отец и мать. Бэла о нем перед смертью
вспомнить не сумела. И вряд ли случайно. Максим Максимыч – незаметный человек,
растворяющийся в будничном потоке, не способный задать жизни ни одного
радикального вопроса, не ощущающий железной необходимости своей мужской воли.
Не родил, не спас, не создал. После знаменитого эпизода с несостоявшимися
объятиями Максим Максимыч «сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном».
Слишком долго радоваться Максиму Максимычу – все равно, что награждать Печорина
за изгнание контрабандистов из Тамани.
Печорин – крест, который
тащит Лермонтов на свою пятигорскую Голгофу. Как понять человека, который не
способен к чистой любви, но многих женщин затягивает в круг непреодолимого
влечения к нему? Где граница между неприятием высшего света, всех его фальшивок
и тяжелым мироотрицанием, смехом над телом погибшей Бэлы? Есть ли серьезные
отличия романтической позы от состояния одиночества, от психологических
нестыковок с бытием, скорби о нашей обреченности и какой-то мрачной судьбе мира
в целом? Это вопросы к герою. Но и вопросы поэта к самому себе. Лермонтов из
тех, кто сам себе крест до невозвратной точки.
Лермонтов спасает
Печорина от салонного Петербурга, чтобы потолки и купола не мешали Небесам
наблюдать за одной из самых удивительных душ, созданных русской литературой.
Кавказ расширяет героя до своих горных просторов и делает его пристально
смотрящим оком, способным хотя бы на время возвысить чистое созерцание над
депрессивной мыслью: «Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас
темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались
на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари».
Печорин совмещает почти
гармоничное пребывание в природном мире, прохладную затерянность в скалах и
степях с напряженным чувством заброшенности, с уверенностью в том, что мир – не
друг человеку. Для кого-то подражание Богу и природе – любовь. Лермонтовский
герой устроен иначе. Он быстро забывает Бэлу, с пониманием всматривается в
саркастическую судьбу убитого Вулича, хладнокровно стреляет в Грушницкого,
беспричинно доводит до отчаяния княжну Мери, не может остаться с Верой. Это его
– печоринское – соединение с холодной, парадоксальной в своем отчуждении
жизнью. Или способ разговора с ней. Большой, сверхчеловеческий мир –
неназванный собеседник Печорина. Порою кажется, что главный герой стремится
подражать Богу и природе равнодушием, оледенением, одолевающей
бесчеловечностью. Он больше горный снег и морская вода, чем горячее сердце.
Печорин не есть
сострадание. Но через его взгляд и слово Лермонтов управляет нашим состраданием
к этим печальным теням, навсегда вошедшим в память: к слепому мальчику из
«Тамани», ко всеми оставленной – братом, отцом, Григорием, Казбичем – Бэле и
совсем одинокому Вуличу, к Вере, которой вряд ли удастся пережить свою короткую
совместность с Печориным.
Назвать это чувство
жарким никак нельзя. Молодой Лермонтов, словно стесняясь сердечных чувств,
заставляет героя сказать о себе много провокационных слов: «В один прегадкий
вечер имел несчастие родиться… Я имею сильное предубеждение против всех слепых,
кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых… Что ж? Умереть так
умереть! Потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я –
как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет
его кареты. Но карета готова…». Из-за Григория выглядывает и сам Михаил:
«Нравится мой роман? Восхищаешься? А ведь я совсем конченый человек. Многие
считают и будут считать меня позёром, наглецом, гордецом…»
На миг – иной ракурс. В
романе «Герой нашего времени» русская литература занимается колонизацией юга. Кавказ
действительно становится русским, но и Россия предстает кавказской. Происходит
завоевание далеких земель словом о русской задумчивости, явлением сложной души,
не подлежащей категорической оценке. Теперь Азовское море и Кавказские горы,
Пятигорск, Кисловодск и казачьи станицы – земля русского слова. Лермонтов –
генерал в этом походе, Печорин – живой памятник состоявшейся встрече Севера и
Юга.
Какие женщины входят к
нам вместе с главным героем! Бэла – девочка гор, лишь раз отдающая любовь и
теряющая шансы вернуться, начать сначала, переписать историю. Гибкая
контрабандистка под лунным светом — в полосатом платье, с распущенными косами,
настоящая русалка с чудно-нежным взором и столь редким для наших земель
правильным носом. Способная согреть Вера – в соединении греха и мудрости: «Вы,
мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки… а я, клянусь тебе, я
прислушиваюсь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство,
что самые жаркие поцелуи не могут заменить его…». Княжна Мери – глупенькая,
готовая прямо сейчас придумать любовь, быстро допрыгать до самого венца в
сладком самообмане, и – такая живая, непридуманная в торжестве молодости.
Печорин не согласен идти
двумя привычными дорогами. Первую назову «дорогой Грушницкого»: охать,
вздыхать, пыхтеть от придуманных чувств только потому, что первое смазливое
личико показалось совершенством; вляпаться в брак, жиреть-хиреть,
жаловаться-кукситься, стать мизантропом на почве собственной пустоты и
банальности некогда любимой женщины, полуистерично ненавидеть жизнь. Вторую
дорогу никак не назову: там повседневный оптимизм-гуманизм может обернуться
чудовищным карьеризмом, таким кошмарным самодовольством души и ума, что любой
бомж на фоне тебя предстанет истинным философом и святым.
Печорина не будет на
этих дорогах. Поэтому так внимательны к нему мужчины и, особенно, женщины. Из
Максима Максимыча вылупится Обломов – с его широчайшей русской добротой и
ежедневным тишайшим суицидом, замаскированным под уютное возлежание на диване.
Из Печорина протянутся нити смысла к тягостным, но столь необходимым героям
Достоевского, к толстовским Левину и Болконскому. Ведь для взлета необходим
кризис – как полоса аэродрома. Печорин – точка кризиса, обещающая движение к
звездам.
Приходится встречать
опытных моралистов, готовых долго, почти профессионально осуждать Печорина.
Понятно, есть за что. Смущает, что осуждающие речи часто звучат из чеховских
футляров, где гаснет любой яркий свет и пропадает всякая скорость. В них сходят
с ума от простоты, от четкости житейского опыта. Нет, сумасшедший дом здесь ни
при чем. Просто перестают понимать, что Лермонтов шагнул в вечность, потому что
был и Печориным. Сумел создать честнейшую исповедь неизбежно двойственного
мужчины – героя всех времен. Ведь это и есть главный мученик на земле –
человек, уверенный в отсутствии счастья. Счастье досталось нам – читать стихи и
прозу, написанные этим мучеником. Наблюдать, как безволие Печорина побеждается
волевым словом его отца – Лермонтова.
ЦИТАТЫ
·
Никому не рассказывайте о своих
несчастьях: друзей это опечалит, а врагов развеселит.
·
– Заметьте, любезный доктор, – сказал я, –
что без дураков было бы на свете очень скучно!..
·
Плохое дело – в чужом пиру похмелье.
·
Слава – это удача, и чтоб добиться ее,
надо только быть ловким.
·
Из двух друзей всегда один раб другого,
хотя часто ни один из них в этом себе не признается.
·
О самолюбие! Ты – рычаг, которым Архимед
хотел приподнять земной шар!..
·
Есть необъятное наслаждение в обладании
молодой, едва
распустившейся душой! Она – как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!
распустившейся душой! Она – как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!
Источник: Татаринов, Алексей. Кавказский мученик
Печорин [Текст] : рецензия на роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» /
Алексей Татаринов // Кубанские новости. - 2017. - 8 февр. - С. 18-19.
Комментариев нет:
Отправить комментарий