В эти праздничные дни в нашей станице будет множество
торжественных мероприятий. Краеведческие выставки нашей библиотеки в парке, фотозоны и
инсталляции, посвящённые родной Кубани – всё это мы готовим показать 2 августа
в первый день празднования Дня станицы. На следующий день в МЦБ в 13.00 мы ждём
своих читателей на презентацию новой книги писателя Степана Деревянко «Просвети
очи мои». Здесь вы можете прочитать рассказ из этой книги, название которой и
дало имя этому прекрасному сборнику.
«ПРОСВЕТИ ОЧИ МОИ…»
-
Ты знаешь,
братка, что я не дюже верующий, - говорит мне
двоюродный брат, который старше меня, родился перед войной и ему за семьдесят. -
И не дюже верующий потому, что малым в
холоде и голоде пережил войну, что с
войны отец не вернулся, и тянула нас с сестрой одна мать, и я видел, как ей,
вдовой, было тяжело и горько. И никто тогда нам не помог.
А
ещё я не люблю нынешних холёных попов на крутых иномарках. Такие божьи служаки
отгоняют нас от Бога.
Я
слушаю брата и в раздумье киваю. Я люблю его слушать, хоть прав он, хоть не
прав, а киваю потому, что по привычке думаю о чём-то ещё. Знаю, что в войну
брат очень сильно болел, что с детства он прекрасно рисовал, но выучиться на
рисовальщика, как он говорит, ему было не суждено, и то, что я на уклоне жизни
стал писателем, его удивляет и радует - хоть один в роду будет известен. И он любит со
мной поговорить, рассказать что-то, меня послушать и почитать. Мы с ним
близки. И сейчас мы сидим напротив его дома у Азовского моря на круче, весна,
всё цветёт, и сегодня великий праздник Пасхи. Я приехал проведать брата, и
мы, разговевшись, ушли на кручу, где брат сделал скамью для отдохновения. С
кручи видно море до окоёма и корабли на отстое перед выгрузкой-загрузкой в
Ейском порту. Бодрящий
ветерок обдувает нас, а под кручей волны с шипом лижут береговой песок.
-
Я рад тебе, братка, -
говорит мой старшой. -
Только жаль, редко ты приезжаешь. А
возраст уже такой, что хочешь, не хочешь, а думаешь -
хоть бы не в последний раз видимся.
-
Да, возраст «весёлый», про него говорят:
вчера здоровье было лучше, чем сегодня, а сегодня лучше, чем будет завтра.
-
Ла-адно, -
усмехается брат. -
Ты ещё молодой, зелёный, какие твои года
-
только шестьдесят пять! Это о таких, как
я, присказка. А тебе надо жить, писать про жизнь, чтоб люди не забывали, что
они люди. И верили в Бога душою и сердцем, а не так, как я, верующий-неверующий:
в церкву не хожу, чтоб не видеть тех холёных попов. Может, наступит такое
время, что без Бога людям будет плохо, и все станут ходить в церкву.
-
По-моему, братику, время это уже
наступает нам на пятки. Беда в том, что «пятки» у многих дубовые,
нечувствительные.
-
Ты прав, братка. И пятки, и мозги, и
души стали дубовые - советское воспитание в нас сидит, -
брат замолкает, задумывается и продолжает.
-
Но знаешь, я своим старым умом думаю -
не только оно виновато. В сорок шестом году шесть лет мне было, но помню
хорошо: повела меня наша бабушка на Пасху в церкву в Чоповичи -
село большое в Полесье, на Украине, где
мы тогда жили. За ручку вела, чтоб не потерялся. Худющий я был, недоедали мы, да и что было есть в тот голодный
послевоенный год. Картопля одна была не вдоволь, а хлеба вообще не видели.
Дошли мы в Чоповичи под вечер. Церква большая, белая, с крестом на куполе,
внутри нарядная - праздник же, и полна народу -
одни женщины. Старые, молодые, ну и
дети. И батюшка старенький, худой, с жидкой бородёнкой службу правил. А мы с
бабушкой, пока шли, устали. Бабушка узелок брала с картоплями на дорогу до
церквы и обратно, так мы их до церквы все съели. И вот стою я в церкви, в
пузе голодно, бурчит пузо, и чувствую - засыпаю. И заснул. А когда проснулся, гляжу,
все люди спят вповалку - изработанные и голодные угрелись и заснули. И
бабушка, и молодичка, что стояла рядом с нами. А батюшка ходит с кадилом среди
спящих, молитву читает, и слёзы у него аж по бороде текут. Сзади него старушка
с холщовой торбой, кладёт спящим детям в руки по кусочку житного хлеба. И мне
дала тёплый кусочек, а батюшка по голове погладил, раз я проснулся. Всю жизнь,
братка, помню ту Пасху, ту церкву, того батюшку и тот хлеб. И до сих пор думаю,
где батюшка в голод смог найти муку, чтобы хлеб испечь?
Брат
замолкает и стирает шершавой рабочей ладонью с небритой щеки слезу, а потом долго
молчит, смотрит на море и добавляет:
-
Вот к такому батюшке в церкву, братка, я
бы ходил.
Я
согласно киваю. Мне ответить нечего, я растроган рассказом, хотя знаю и
уверен: священники, как и все мы, разные, и человеколюбие не всем им присуще.
Это тоже дар Божий, как воздержание, целомудрие, нестяжание...
Позади
нас по тропинке под кручей проходят гуляющие горожане и подвыпивший сосед
брата, узнав нас, приветствует:
-
Христос воскресе, мужики!
-
Воистину воскресе! -
отвечаем.
-
Так, может, по банке на брата, чего зря
сидеть? Счас принесу, - предлагает сосед.
-
Другой раз, -
отвечает брат. -
У нас важный разговор.
-
Подумаешь, -
бурчит сосед.
А
у моря хорошо, теплынь в Божий праздник, чайки кружат над нами и кричат, кричат
-
весне радуются. Мне тоже легко и
радостно на душе стало, и пришла на ум молитва князя Владимира Мономаха,
которую он читал каждое утро при восходе солнца. Её я прочёл брату: «Просвети
очи мои, Христе Боже мой, показавший мне свет Твой прекрасный. Господи мой,
Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, во остальных грехах покаявшись,
исправил я жизнь свою. Аминь».
Брат,
смотревший в небесную синь на чаек и слушавший молитву, опустил взгляд на
море, посидел в раздумьях, покатал желваками и перекрестился.
ДЕРЕВЯНКО
Степан,
ноябрь, 2016.
Комментариев нет:
Отправить комментарий