В каждой российской школе есть своя библиотека, где
ребятам прививают любовь к чтению, книгам, учат самостоятельно добывать знания
из разных источников информации. С 2005 года наша страна стала официально
праздновать Международный день школьных библиотек. В этот день обычно проходят
сборы книг, организуются встречи с авторами произведений, экскурсии по
библиотечным фондам. А мы с вами познакомимся с творчеством школьного
библиотекаря, чей профессиональный путь окончился в каневской первой школе.
Любовь Михайловна Святная была умна, образована, слыла среди
коллег настоящим эрудитом. Она настолько любила свою работу, своих
пытливых и шустрых читателей, что даже посвятила им один из рассказов. Автор
при жизни не успела опубликовать свои очерки, как говорят, просто «писала в
стол». В память о светлом образе библиотекаря её творения издала Татьяна
Владимировна Филиппова, которая работала в то время в школьном музее. Сборник
литературных миниатюр "Здравствуй, дружочек!" можно прочесть в каждом
отделе нашей библиотеки, а прекрасную зарисовку «Мой читатель» мы публикуем
прямо здесь.
МОЙ ЧИТАТЕЛЬ
В школе читатель особенный.
Удивительный даже! Ну, какой ещё другой поднимет «Целину» или решит все
проблемы «Войны и мира» за один урок? Мой ‒ запросто! Где, в какой еще
библиотеке вам скажут:
‒ Мне нужно этого... Ну, как его?
На «Шы» называется... Пробуешь помочь:
‒ Шолохов? Шекспир? Шаляпин?
Во-во! ‒ обрадуется читатель. А
потом придёт и скажет:
‒ Вы мне не того дали... Я двойку
получил!
Но скажет так зажигательно, весело,
что невольно порадуешься вместе с ним.
А должник школьной библиотеки? О,
это нечто! Одиннадцатый раз напоминаешь:
‒ Пора вернуть книгу...
‒ Дык нету!
‒ Куда делась?
‒ Потерял.
‒ Что будем делать?
‒ Вычеркнем.
‒ Не могу я.
‒ Давайте я.
И проблемы, как не бывало. Хочется
петь и смеяться, смотреть на мир такими же лучезарными глазами.
Мой читатель обожает краткость
слова. Вот он придёт и скажет:
‒ Мне стихи Некрасова.
‒ Пожалуйста.
Шелестят страницы, бежит читатель ястребиным
оком по строке ‒ ищет самый короткий стих. Это у Некрасова - то. Другой в жизни
не нашёл бы. Потому что Некрасов. Мой находит! Четыре строки. Ему хватает.
Жаль, что не пишут в три строки. И здесь всё правильно. Краткость ‒ сестра таланта.
Мой читатель ‒ философ. Он знает,
что искусство так пространно, а жизнь ‒ увы, так коротка. Поэтому с ним иногда
случается такое.
Заходит старшеклассник.
‒ Что это вы делаете? ‒ спрашивает.
‒ Пишу плакат к юбилею Гумилева.
‒ А что он у нас ведёт?
У меня вопросов нет. Слегка завидую
‒ ему ещё предстоит узнать этого прекрасного поэта.
У школьного читателя множество
проблем. Молодой. Иногда отвлекается на них прямо на уроке, потому не помнит, о
чём бишь шла речь. Но у него всегда есть выход из положения.
Дайте мне то, что наши брали в ту
субботу, ‒ скажет он тебе. Бываешь польщён. Он и не подозревает о моём
склерозе.
Библиографический обзор. Это когда
читателю намекнули о книге, и он тут же прибежал за ней. Нет, мой не таков. Ему
с избытком хватает того, что услышал он в этом самом обзоре.
Читатель, как дитя, радуется, если
в библиотеке не нашлось нужной книги. Другой огорчился бы. Мой ‒ радуется.
Я смотрю немного дальше:
‒ Сходи в районку.
‒ Это где? Как выйдешь из бара?
‒ Да нет... Знаешь, где раньше был
райком?
‒ Это как идёшь в бар?
Я окончательно теряю ориентиры. Ах,
как безнадежно они устарели. Вместе со мною.
‒ Да, ладно, ‒ думаю. ‒ Найдёт он
районку, если бар не перекроет ему дорогу
Две девочки в читальном зале решают
извечный вопрос ‒ быть или не быть? Им беспричинно весело. Они не могут унять
смех, хотя очень стараются. Мне не хочется делать им замечание. Я понимаю ‒
смешинка в рот попала. Это случается, когда тебе 15-16 лет. Потом этого уже не
будет. Никогда. К сожалению.
А недавно приходит малыш. Выбрал
хорошую книгу. Подумалось ‒ сам не одолеет.
‒ Пусть тебе мама или папа помогут
ее прочитать, ‒ говорю.
‒ У меня нет папы. Он ушел к другой
тёте.
И такая недетская печаль в глазах.
Видно, папа-то был хороший. Тётя нехорошая.
Иногда мой читатель смотрит на библиотеку
как на Собор Парижской Богоматери. Войдёт во время урока, кротко так посмотрит:
‒ Можно у вас посидеть?
‒ Почему не на уроке, позвольте
узнать?
Выгнали ‒ признается, как на духу.
Я не лезу в подробности. Я знаю,
ответ готов: ни за что выгнали. Что делать. Мы все смотрим на мир разными
глазами. Меня очень трогает такая доверительность. Я ни за что не выдам
несчастного изгоя и даже буду его оберегать.
Вообще, я люблю своего читателя. И
если в суете выпускного бала мне кто-то подарит букетик цветов, я принимаю это
как взаимность. Может, я ошибаюсь. Может, но мне не хочется думать иначе.
Сейчас в библиотечном деле всё
меняется. Компьютеризация! Наверное, так нужно. Это хорошо и немножко грустно.
Приду я как-нибудь в библиотеку, а навстречу мне шагнёт робот. «Ваше место №
40» ‒ скажет он мне утробным голосом. А мне так хочется сесть на моё восьмое
место в восьмом ряду. Наверное, мне быстро подадут нужную книгу. Но не
посмотрят на меня добрые глаза библиотекаря, никто не спросит: «Ну, как вам?».
Да что же делать... У прогресса
свои издержки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий