пятница, 13 марта 2020 г.

Читать ли страшные сказки детям? (прислушаемся к психологу)

О пользе чтения детям, в том числе сказок, написано уже немало. А как быть со страшными сказками? Недавно начала читать своей внучке одну из сказок братьев Гримм и ужаснулась уже с самых первых строчек. Родители голодали и, чтобы самим не умереть с голоду, несколько раз отводили своих детей в лес, чтобы они там пропали. Ну, а те упорно возвращались домой. Я не помню таких ужасных сказок в своём детстве. Может быть, тогда редакторы адаптировали сказки специально для детей. А может быть, просто мы не очень задумывались над прочитанным, считали, раз Лиса съела Колобка, значит, так ему и надо. Не будет другой раз от Дедушки и Бабушки убегать. А вот психолог Ю.Василькина раскрывает нам причину того, почему дети не очень-то и боятся страшных сказок. А если боятся, она нам советует, что нужно делать в таком случае. Но всё же решать должны сами родители, предварительно прочитав сказку.

СТРАШНЫЕ СКАЗКИ: ВРЕДНЫ ЛИ ОНИ ДЕТЯМ?
(Юлия Василькина, психолог, автор книг для родителей)

Последняя волна интереса к сказкам была вызвана событиями в Таганроге. Там уволили воспитателя детского сада. На вопрос ребёнка, что означает «посадить на кол», она ответила, что кол проходил через тело человека, и тот потом умирал. Читали они «Конька-Горбунка». Общественный дискурс поднял множество тем: под пристальный взгляд попали «Тараканище», «Колобок», «Крошечка-Хаврошечка», и другие популярные сказки. Нарушения сна, страхи – всё из-за этих сказок, конечно. Так ли это на самом деле – разбираемся с помощью психолога.
Мы видим, а они нет?
Взрослые и дети воспринимают одну и ту же сказку по-разному. Но как именно, сказать точно невозможно. Остаётся ориентироваться только на внешнюю реакцию: спокоен ли ребёнок, или встревожен, задает ли во­просы. Ребёнок, «не доросший» до каких-то деталей, может просто их про­пустить. В то время как взрослый, впервые после детства перечитывающий сказку, будет находить в ней много неожиданных жестокостей (и удив­ляться, что раньше этого не заметил). Дети не имеют того опыта, который есть у взрослых. Им непонятно, как это — «отрезать руку», что вообще за этим стоит? Многие кровожадные детали не насыщаются картинкой. А вот у взрослых насыщаются. Поэтому они пугаются за ребёнка, а тот, возмож­но, заметит это, только когда сам будет читать сказку своим детям.
Готов или нет?
Когда ребёнок находится дома с родителями, именно они определяют, что и когда будут ему читать. При этом стоит учитывать два параметра: «какой он?» и «в каком он состоянии прямо сейчас?». На вопрос «какой он?» предлагаю начать отвечать, ориентируясь на возраст ребёнка.
1-2 года: Малышу сложно удержать любой сюжет, поэтому «литера­турой выбора» могут стать короткие детские стихи, книги с крупными картинками, простейшими сюжетами и текстом «одно предложение на страницу». Я знала родителей, которые в 6 месяцев читали ребёнку «Рус­лана и Людмилу», но они вряд ли рассчитывали на понимание сюжета ‒ скорее, на красивую убаюкивающую мелодику стиха.
2,5-4 года: Тут уже сюжеты несколько усложняются, и могут появ­ляться сказки, в том числе и со страшными сюжетами, например «Коло­бок» или «Волк и семеро козлят».
3-4 года: Мне приходится встречаться с весьма специфическим стра­хом лисы у детей. Думаю, что он проистекает из «Колобка». Дети пред­ставляют лису огромной и опасной, боятся, что она придет в дом и съест их. Только примерно в 5 лет или даже позже они готовы к тому, чтобы по­нять: лиса по размеру как небольшая собака и опасна в основном для мел­ких птиц и молодых зайцев, в городах она не водится. Причём действи­тельно опасного для человека медведя городские дети не боятся. Это говорит о влиянии, которое имеют сказки: они воспринимаются как истина, как рас­сказ о настоящем мире. Ребенку в таком воз­расте нечем переработать условность сюжетов, он воспринимает их прямолиней­но: лиса съела Колобка, значит, она самая опасная из всех зверей. Стоит ли ограждать ребенка от «Колобка»? С 2,5-3 лет стартует «возраст страхов», и как раз тех, что связа­ны с животными. Возможно, лучше бояться лису и гарантированно перебороть этот страх, чем выбрать в качестве мишени страха, скажем, пауков, как мама. Но имен­но по причине прямолинейности восприятия я бы рекомендовала ограничивать пугающие сюжеты для детей этого возраста. «Барма­лей», «Тараканише», «Краденое солнце» мож­но успеть прочесть в следующем возраст­ном периоде.
5-8 лет: Репертуар сказок для этого воз­раста очень широк. Можно читать многое, учитывая рекомендации, которые я пред­ложу чуть позже. Тут уже сказки не только о животных, но и о людях. А также сказоч­ные повести, в сюжетах которых перепле­тается многое.
9-12 лет: Детей могут заинтересовать сказки Афанасьева — первая адаптация на­родных сказок. Но их лучше не читать на ночь. Сказки эти действительно страш­ные — что ни страница, так кого-то рас­членяют, причем ближайшие родственни­ки. И самое время для «Гарри Поттера», конечно.
Выбирая, что почитать ребёнку, нужно учесть его особенности. Если он тревожен, склонен к страхам, не стоит заряжать его пугающими сю­жетами. Но вот интересный момент из практики: именно тревожные дети с большим количеством страхов просто обожают страшные книги и фильмы! Причины этого могут быть разными. И тут можно присмо­треться: страшные сюжеты обостряют тревогу ребенка (он хуже спит, появляются навязчивые движения и т. д.) или же они нейтральны и на него не влияют? В последнем случае можно предположить, что такие истории полезны для переработки тревоги.
В каком он состоянии прямо сейчас?
Вопрос формулируется именно так. То есть в принципе этому ребёнку можно читать пугающие истории, но в какой-то определённый мо­мент — нет. Когда не стоит читать страшные сказки?
На ночь дошкольникам. Им лучше иметь время до сна, чтобы обдумать сюжет. Иначе есть вероятность воз­никновения страхов, особенно ночных.
‒ После очень напряжённого дня (дорога до места отдыха или обратно) поездка в поликлинику на не­приятные процедуры, день рождения в развлека­тельном центре).
‒ В периоды сложной адаптации: переезд, сад, школа, болезнь, смерть близкого или домашнего животного. В это время ресурс организма в прин­ципе ниже и переработать эмоцию страха сложнее. Рекомендуют, наоборот, облегчить ситуацию вокруг ребенка: снизить сенсорную нагрузку, особенно вече­ром, обеспечить более спокойную обстановку с миниму­мом телевизора и электронных игр.
А в каком состоянии вы?
Взрослый тоже может быть в состоянии, когда за истории с напряжё­нным сюжетом ему лучше не браться. Когда из заботы о себе не стоит чи­тать страшные сказки?
‒ Если сюжет бередит ваши личные страхи. В этом случае вы (а не ребё­нок) ретравмируетесь о сказку, то есть запустите повторный процесс. Есть какая-то рана, и туда попадает сюжет сказки. В этом случае вы будете ребёнку транслировать свой страх, и он может начать бояться не из-за сюжета, а из-за вашей реакции («мама боится, значит, ситуация опасна).
‒ Если вы «не в ресурсе»: устали, больны, переживаете из-за чего-то. В этом случае есть вероятность, что вы не сможете помочь ребенку пе­реработать содержание сказки, «контейнировать» его. Также не стоит брать произведение с напряжённым сюжетом (сказку или главу книги), если знаете, что вы должны прочесть ёе быстро и вре­мени на возможную беседу не будет. Выберите для этого случая хорошо знакомый, любимый рассказ.
«Нечего на зеркало пенять»
Сказки сейчас стали удобным оправданием для части родителей. «Что с ребеёком?» — «Это он сказку услышал, в саду прочитали, теперь боит­ся». Но ребёнок не живёт в изолированном мире, где все было идеально, а потом − хлоп! − сказка, и все стало рушиться. Нечего пенять на сказки, если дома не соблюдается элементарная психогигиена.
‒ Когда целый день фоном включен телевизор, особенно на новостных каналах и передачах про криминал и потустороннее. Вот это ‒ реальное вторжение в мир ребёнка, так как он видит «видеоподтверждение», что мир опасен. Но мир не такой, он разный.
‒ Когда родители смотрят ужастики, триллеры, думая, что ребёнок ничего не по­нимает, он просто играет рядом на ковре.
‒ Когда ребнок часть времени проводит с сюжетами мультиков или игр, где есть кровь, повреждения, а может, и смерть. Если он весь вечер играл в «стрелялку», а потом испугался сказки, дело вовсе не в сказке. Про­сто это подходящий момент, чтобы выплес­нуть накопившиеся напряжение и страх.
‒ Если ребёнок перегружен и ему некогда просто поиграть. Английский, кара­те, хор... в этом случае малыш не успевает перерабатывать эмоциональные пережива­ния (а они до 9-10 лет пере­рабатываются в игре и об­думывании). Тогда сказка может стать «последней каплей». Но  помним  не единственной.
‒ Если взрослые ругают­ся, не щадя ребёнка. Если бабушка или мама говорит: «В могилу меня загоните», «Уйду от вас и не приду», то когда малыш встречает в сказке цепляю­щий за эти темы сюжет, дело снова вовсе не в сказке, а в том, что происходит дома, рядом с ребёнком.
Итак...
Выбирайте, что читать, исходя из своего состояния и состояния ребёнка. Иногда можно прервать чтение книги, если даль­ше будут «страсти», а у кого-то из вас не­простой период. Вы вернётесь к ней позже. Но в книге, особенно незнакомой, можно попасть в напряжённую ситуацию неожи­данно. И уж если это произошло, надо дочи­тать до того момента, когда герой справится со случившимся. Не обрывайте чтение на ситуации опасности и страха, сам сюжет обычно помогает выйти на тему силы и пре­одоления.
Чем разнообразнее мир, в котором живут дети, тем гармоничнее они развивают­ся. В этом мире есть место самым разным эмоциям. И их проживание вместе с пер­сонажами мультфильмов, фильмов, книг является элементом «воспитания чувств». Вместе с героями дети не только испыты­вают эмоции, но и получают стратегии пре­одоления сложных ситуаций.
(По материалам журнала "Читаем вместе")
Источник: Василькина, Юлия (психолог).  Страшные сказки: вредны ли они детям? [Текст] : психология детского чтения / Юлия Василькина // Читаем вместе. - 2020. - №3. - С. 14-15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий