среда, 6 января 2021 г.

На пути к домашнему новогоднему очагу

Сегодня – Сочельник, вечер накануне Рождества, самого светлого праздника христианской культуры. Самое время прочитать рождественскую историю, от которой теплеет на душе. Такую мы нашли в «10-м канале», её рассказала Вера Простихина, председатель нашего Совета ветеранов. Веру Фёдоровну просто обожают её подопечные, а все выступления Веры Фёдоровны на митингах народ слушает, затаив дыхание - так душевно и искренне обратиться к слушателям умеет только она. А читая рассказ о том, как юная студентка добиралась к домашнему очагу 50 лет назад зимней ночью, вспоминаешь и свою молодость.
«Скольких пожилых людей, знакомых и неизвестных, мне пришлось потом хватать под локоток – не сосчитать! А начало было поло­жено в новогоднюю ночь: я не бросила бабульку без помощи, и мне Господь послал добрых людей». Чем не рождественская история! В лучших традициях святочного рассказа: торжество добра, справедливости и счастливый финал.

НАВСТРЕЧУ НОВОМУ 1971 ГОДУ

В1970 году я поступила учить­ся в институт культуры в Крас­нодар. Деревенская девчонка с косой до пояса трудно привы­кала к городу. Всё время хоте­лось домой, а тут скоро Новый год, за неделю я помчалась на вокзал, чтобы предварительно взять билет. Но все билеты были уже проданы, опытные девчон­ки подсказали, что можно угово­рить водителя, чтобы подобрал по дороге в условленном месте. И вот 31 декабря вместе со стайкой таких же желающих я побежа­ла за угол автовокзала, мы еле втиснулись в автобус. Водитель взял оплату и выдал нам дере­вянные дощечки-перекладины, которые мы пристроили между сиденьями законных пассажи­ров. Как воробьи на жёрдочках, но всё же не стоять всю дорогу.

Уже в пути я поняла, что авто­бус не довезёт меня до Новодеревянковской, откуда я родом, он пойдёт через Староминскую. Я приуныла, ведь последние день­ги отдала водителю, а сдачу про­сить стыдно. Сойти пришлось в Новоминской, у железнодо­рожного переезда. Я соскочила с подножки, а следом, покачи­ваясь, вышла бабуля преклон­ных лет. Автобус тронулся, мы остались на пустой трассе. Было около шести вечера, темно, мела позёмка, и крепчал мороз. Я со своей сумкой уже хотела перей­ти дорогу, но бабуля резко меня остановила: «Ты куда, детка? Я за тобой специально вышла, что­бы ты мне помогла дойти. Вижу я плохо, в Новоминской у меня сестра живёт, к ней вот приеха­ла, а сама не доберусь». Я опеши­ла: мне не по пути, что делать? Вокруг ни души. Пожилая жен­щина чуть не плакала: «Не бро­сай меня...». Я подхватила её под локоток и потащила через поле в сторону Новоминской.

Идти было неудобно, сапоги, купленные у спекулянтки в под­воротне Краснодара на зарабо­танные ночными сменами в зиповской больнице деньги, вязли в снегу. С передышками добра­лись мы до станицы, улицы пустынные. На наше счастье по­палась стайка молодёжи, они торопились в Дом культуры на но­вогодний бал, разъяснили нам дорогу, и мы ещё минут сорок шли по станице, пока бабуля не восклик­нула: «Ой, вот хата сестры!». Бабулька поблагодарила меня за доставку и, обра­дованная, кинулась к родной калитке. Я, вздохнув, на­чала обратно отсчитывать кварталы Новомин­ской, чтобы не заблудиться.

На железнодорожный переезд, через который тогда шла дорога на Новодеревянковскую, я попала почти в десять вечера. Продрогшая, голодная и измученная я замерла перед переездом, не зная, что делать дальше. Стоять до утра замёрз­ну. Надо эти 20 км идти пешком, ведь раньше, когда транспорта не было, ходили. Но вспомнила и другое: волки орудуют в сте­пи. Стояла в растерянности, ког­да вдруг передо мной появил­ся пожилой мужчина в брезен­товом плаще поверх фуфайки, в шапке. «И что тебя носит не­лёгкая в такое время! незло­биво ругался он. Нормальные уже за столом сидят!». Я, как мог­ла, сбивчиво объяснила ему при­чину, зуб на зуб не попадал. А де­журный на шлагбауме не стал до­слушивать, указал мне на будку, где горел свет. Согревшись, ре­шила ждать попутку. «Машины уже все прошли, сиди теперь до утра», – сказал дежурный и пошёл закрывать шлагбаум. Мимо про­грохотал товарный поезд, будка содрогалась от грохота. И вдруг свет фар: перед шлагбаумом оста­новилась грузовая машина. Дед подошёл к водителю, перегово­рил с ним, а потом махнул мне рукой. Я радостно рванула в ка­бину, а дед громко крикнул во­дителю: «Смотри мне, я твой но­мер запомнил! Довези дивчину без приключений».

Машина тронулась, и молодой водитель стал рассказывать, что торопится домой, едет из коман­дировки издалека, в кузове своей детворе ёлку везёт. За разгово­рами быстро доехали, я попросила проще­ния, что нет денег запла­тить за доро­гу, мужчина рас­смеялся: «Ты что, кто в ново­годнюю ночь деньги берёт! Беги домой, ещё успеешь», и протя­нул мне веточку хвои.

Домой я примчалась без пяти минут двенадцать. В доме все спали, не принято было тогда праздновать до полуночи. На­работавшись за день в колхозе, родители уставали и рано ложи­лись отдыхать. Я постучалась в окно. Через стекло виднелась раскалённая докрасна плита печ­ки, где ровным пламенем горел уголь. Мама испуганно выгляну­ла в окно и через минуту уже об­нимала меня в коридоре. В доме было тепло и уютно, родители дом построили недавно, беле­ли на окнах новые тюлевые за­навески. Отца и сестёр будить не стали. Быстренько переку­сив, я забралась к маме под бо­чок на диван. Я была так счаст­лива! Наступил новый, 1971 год.

...Прошло много лет, а я иногда с улыбкой вспоминаю ту ново­годнюю ночь, в которую я вы­работала в себе новый реф­лекс хватательный. Скольких пожилых людей, знакомых и неизвестных, мне пришлось потом хватать под локоток не сосчитать! А начало было поло­жено в новогоднюю ночь: я не бросила бабульку без помощи, и мне Господь послал добрых людей.

Вера ПРОСТИХИНА

Источник: Простихина В. Навстречу Новому, 1971 году : воспоминания //10-й канал. – 2021. – 1 янв. – С. 9.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий