понедельник, 25 января 2021 г.

Татьянин день в стихах каневских поэтов

День студентов в нашей стране традиционно отмечается 25 января, хотя международный День студенчества празднуется 17 ноября. Такие двойные именины российские студенты получили благодаря открытию Московского университета в 1755 году. Именно в этот день императрица Елизавета подписала указ «Об учреждении Московского университета». А всероссийским этот праздник стал уже при императоре Николае I, который повелел праздновать 25 января как день всех высших учебных заведений в стране. А вот прозвище «Татьянин день» праздник получил в честь святой мученицы Татьяны Крещенской. Так как 25 января часто приходятся на конец сессии, студенты до сих пор зажигают свечи и молятся святой Татьяне о помощи в учёбе и просвещении. А наши поэты, вдохновлённые этим праздником, пишут стихи в честь Татьян. Здесь читатель найдёт стихотворные воспоминания Владимира Саяпина о студенческой поре и поздравительные строки Валентины Вервекиной.

               ТАТЬЯНИН ДЕНЬ   

             (Владимир Саяпин)

Четвёртый курс, заканчивалась сессия,

А у меня висел с зачётом хвост.

И было это сложно и невесело

И к отчисленью двигался вопрос.

Чертёж огромный саваном безжалостным

И не прошитый, толстый реферат –

Всего работы до утра, казалось бы,

Но за окном случился снегопад.

 В Татьянин день волшебный, беспредельный,

Каких здесь надо ждать сто лет подряд,

И я, накинув куртку так, бесцельно

Пошёл гулять под этот снегопад.

 Трамваев семь прошло, звеня, подряд уже

А снег кружил, летел со всех сторон.

От снега в телефонной будке спрятавшись

Стоял я, вспоминая телефон.

 На «абитуре» с ней сдружились близко мы.

Таланты деканат средь нас искал.

Она была лихою пианисткой,

А я гитару очень уважал.

 Учиться с нею, всё же, мне не выдалось.

Она, болев, сходила в «академ».

И с нею мы с тех пор почти не виделись,

Но номер я запомнил между тем.

 В промёрзшей будке запотели стёкла,

А я вещал под вьюги злой скулёж

Про желтый апельсин в кармане теплом

И про проклятый сборочный чертёж.

 И слушала Татьяна синеокая

Про белый мир за сказочным стеклом,

Про то, как во времянке одиноко

И, в то же время, сказочно тепло.

  Но замер я в нежданном изумлении

 Услышав, как споткнувшись на бегу:

 «А у меня пятёрка по черчению» –

 И, чуть лукаво: «Хочешь, помогу?».

 Как я трамвай тот ждал – не надо  спрашивать,

Как же был мил лица её овал!

И белый город, снегом разукрашенный

Как друг, все понимающе молчал.

 Я грел лицом её ладошки розовые,

И в темноте увидеть глаз не мог,

И шоколадка, хрусткая с мороза,

Полусухого белого глоток.

 Метель, как тройка Снежной королевы,

Там, за окном, кружила и мела

Тот  апельсин мы, как Адам и Ева,

Разрезав, поделили пополам.

 Скулил в беседке ветер с переливами,

А свет свечи взволновано дрожал.

И нас учило небо быть счастливыми

И белый, чистый снег благословлял.

 О чертеже никто и не подумал,

Насупился рейсфедер на столе.

Была та ночь счастливой и безумной,

И белый бес метался по земле.

 Прошли снега, но верю, помнишь, Таня,

Ты эту ночь и ста снежинок тень.

Был спящий город сопричастен тайне

И нас с тобой не выдал по сей день.

 Как замерли б тогда мы в изумлении,

Услышав откровение одно:

Такое не имеет продолжения,

Иначе б счастьем не было оно.

 Не знаю почему, но постоянно,

Хоть и доволен я судьбой вполне,

Но каждый год в канун святой Татьяны

Я зажигаю свечи на окне.

 И чудится, там где- то за снегами,

Что замели мой след к тебе, назад.

Глядит мне в душу синими глазами

Сквозь свет свечи твой нежный теплый взгляд.

 ТАТЬЯНЫ В ЖИЗНИ ПОЭТА

         (Владимир Саяпин)

Мне столько в жизни Танечек

Послал Бог в жизни – страсть!

Горит свечи огарочек,

Что в вашу честь зажглась,

 

И каждая достойна

И счастья, и любви,

Я всех вас, Тани, помню,

Хорошие  мои...

 

Как светлый сон случайный

Нежны и хороши,

Татьяны – это Тайны

На дне моей души,

 

Как цвет черёмух пьяных,

Как благостная весть.

Да... Что-то есть в Татьянах,

Что только в них и есть.

 

Как первое причастие,

Как щедрый дар судьбы,

Благодарю за счастье

Когда-то вас любить.

 

О многом промолчу я

Известном вам и мне,

Но ради вас свечу я

Затеплил на окне.

 

Чтоб в белой, снежной замяти

Как в фильме о судьбе

Возникнуть в вашей памяти,

Напомнить о себе.

 

И пусть во сне вас дразнят

Шальные соловьи... Танюшки,

Всех вас с праздником...

Сокровища мои...

25 января 2021 г., Саяпин В.

          ТАТЬЯНИН ДЕНЬ-2

Простое фото из поры далёкой, прежней,

Студгородок родной, знакомый мне до слёз,

Ты в белой шубке, среди ёлочек заснеженных,

На солнце щуришься, смешно наморщив нос.

 

А я в пяти шагах, твой рыцарь неизменный,

Давно сложивший щит и меч у твоих ног

Стою, в руках сжимая старенькую «Смену»,

Такой наивный и счастливый. Как щенок.

 

Моя снегурочка из сказки, нежно-скромная,

И шарф мохеровый с кистями на груди,

А небо синее, прозрачное, бездонное,

Как жизнь, что ждёт нас, (нам казалось ) впереди.

 

Метель всю ночь шаталась пьяно переулками,

К ночи опять, по всем приметам, запуржит.

И вся общага, опустевшая и гулкая,

Нам до утра с тобой одним принадлежит.

 

И будет снег валить, и  тьма – хоть очи выколи,

Метель нам песню колыбельную споёт,

Приедем мы домой чуть позже на каникулы,

Что говорить родным – сам Бог не разберёт.

 

Как я, счастливый и совсем ещё неопытный,

Не мог представить то, что это всё пройдёт...

Я грел губами нос озябший твой и крохотный,

Боясь загадывать хоть что-то наперёд.

 

Что жизнь завистливо, как бандерша-наводчица,

Как дева старая, проспавшая весну,

Расставит всё, как ей, безжалостной, захочется,

В конце концов, фигуры все с доски смахнув.

 

О, сколько выпадет нам в этой жизни разного!

Нас разведут с тобою люди и года,

Но день Татьянин, что с тобой мы нынче празднуем,

Мы сохраним в душе счастливейшей из дат.

 

Казаться будет  нам потом, что нас окликнула

Та ночь с морозными цветами на стекле,

И это радио, что на стене мурлыкало,

И этот «Рислинг» с шоколадкой на столе.

 

Мохнатый старый плед, что нас от стужи спрятал,

На спинке стула что-то белое в тени...

Татьянин день и ночь, ты помнишь эту дату?

Пусть вечно Бог тебя, бесценная, хранит...

(23 января 2021 г.  «Татьянин день-2», Саяпин В.)

 

      ТАТЬЯНКАМ!

(Валентина Вервекина)

 Танюши, Тани, Танечки,

С Днем ангела всех вас!

Сердечные миланечки,

Вам счастья про запас!

 

Я точно знаю, мужества

Так вам не занимать.

Средь нашего содружества

Вам птицами летать!

 

Бывайте же здоровыми,

Веселыми всегда!

Пусть времена суровыми

Не будут никогда!

 

Земле дарите радости,

Прекрасные мои,

Желаю жить вам в младости

И петь, как соловьи!

(Валентина Вервекина)

 

Источник:

1.    2. Саяпин В. Татьянин день : стихи.  – URL: https://kanevchane.ucoz.ru/publ/istoriko_literaturnoe_obedinenie_quot_rodnik_quot/vladimir_sajapin/10-1-0-29. ‒ Режим доступа: Сайт альманаха «Каневчане». Текст электронный.

2.     2. Саяпин В. Мне столько в жизни Танечек… : стихи. – URL: https://ok.ru/profile/377399543607/statuses/152820371792695. ‒ Режим доступа: Сайт «Одноклассники». Текст электронный.

3. 3. Вервекина В. Татьянкам! : стихи. – URL: https://ok.ru/valentina.vervekinasementsova/statuses/152945492135194. - ‒ Режим доступа: Сайт «Одноклассники». Текст электронный.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий