пятница, 2 декабря 2022 г.

Звенит хрусталь напевов зимних….

 

Вот и настала наша кубанская зима - ветреная, переменчивая, тёплая днем и морозная ночью, похожая на дурно воспитанную собаку - ластится, ластится, а потом войдёт в доверие, и - кааак куснёт! Но это шутки, а за окном голые деревья машут руками небу, призывая снег, и нахохлившиеся птицы мигрируют с дерева на дерево, зорко отслеживая, не остались ли ягоды, или зазевавшийся глупый жук. Но с зимней кристальной
 красотой ничто не сравнится, снежной белизной природа словно бы очищается,  перерождается, запуская новый цикл перемен.
А уж лучше всех о зимней красоте скажут, наверное, поэты, тонко чувствующие
красоту слова и совершенство окружающей природы. Сколько строк было посвящено чудесам времён года - и красочному буйству летней кутерьмы, и весенней цветочной терпкости, и сказочным россыпям рыжей
 богачки Осени, и, конечно, бриллиантовым покрывалам, накинутым её высочеством Зимой на деревья и дома. И певцы родной кубанской земли подарили своим читателям немало проникновенных строк, описывая красоты зимы. И пусть холодно, и скулит ветер за окном, и снега зимой на Кубани «не допросишься», но в какой-то момент  зима вступает в свои права, и с хохотом возятся мальчишки в снежном «одеяле», лепя страшненькую снежную бабу, изумлённо вытаращившую глаза на перепуганных кутерьмой воробьёв и ворон. И летит над землёй позёмка, а Дед Мороз уже пакует подарки в сани, на радость ждущей новогоднего счастья детворе.
А, знаете, лучше сами прочтите зимние элегии каневских поэтов, лучше стихотворцев ведь не скажешь!
 
Валерий Лукьянов
 
Люблю удалую погоду,
Когда небольшой морозец
Румянами щёки народу
Натрёт так, что - хай ему грець!
 
Люблю, когда в сумерках синих
Детей не загонишь домой,
И с тихим шуршанием иней,
Сорвавшись, летит по прямой.
 
Когда по сухому асфальту,
Позёмка со свистом метёт,
Когда глянцевитую смальту
На лужи кладёт гололёд.
 
Люблю, когда зимнее солнце
Холодных лучей коноплю
Пучками кидает в оконце…
Я до смерти это люблю!
 
 ***

 Снеговал во всём великолепии
Засыпает город с головой
И легко из пешеходов лепит
Снежных баб на скользкой мостовой.
 
Тут же ребятня с весёлым криком -
Ком на ком на белой целине -
Тоже лепит баб со скифским ликом,
Мастерством довольная вполне.
 
Не предугадал прогноз погоды
Этот повсеместный снегопад.
Вязнут по колена пешеходы,
Движутся неловко, наугад.

Тяжелей земное притяженье:
Давит снег. Он всё идёт, идёт,
Ни на миг земля в круговращеньи
Не притормозила свой полёт.
 
Снеговал во всём великолепии,
Он занёс и яму, и ухаб,
И какой уж час по-детски лепит
Из мужчин и женщин снежных баб.
 
 
 
***
Снег морозом высушен до хруста.
Воздух при дыхании звенит.
Иней опушил все ветки густо,
Вызвезден агатовый зенит.
 
Светлый день темнее и короче.
Стужа держит по домам людей.
Стали ярче звёзды к полуночи  -
Значит и мороз ещё лютей!
 
Постучать бы в этот час по своду -
Вот бы звёзд нападало к ногам!
Их собрал бы целую подводу,
Словно яблок летом по садам.
 
Владимир Саяпин

Я так люблю кружащий белый снег!
Я становлюсь моложе с ним и чище,
Как будто лет на сорок меньше мне,
И там, за снегом, ждут меня и ищут.
 
Как я люблю за окнами  метель,
Полночной вьюги стоны, переливы!
И вновь уютна тёплая постель,
Тебе семь лет, и папа с мамой живы …
 
Как я люблю узоры на стекле!
От них окно хрустально-невесомо.
Они мне - память о былом тепле,
Родном тепле родительского дома.
 

… На стенке тихо радио поёт,
Свернулся кот клубком в отцовском кресле,
И мама со двора застывшее бельё
Внесла, и в доме пахнет так чудесно!
 
Волшебный иней на сирени стыл,
На снег бросало солнце свои брызги,
Отей мне горку снежную слепил,
И я с неё лечу на санках с визгом.


 
Далёкий свет загадочной звезды,
Из-за сугробов выползали тени,
Из труб столбом вонзался в небо дым,
И мать звала соседей на пельмени.
 
А за окном обратно снег пойдёт,
Ведро с водой в сенях мороз застудит,
Через три дня наступит Новый Год,
И много-много лет ещё так будет…
 

…Ко мне приходит прошлое во сне,
И память сердце, словно печка, греет,
Когда летит в лицо мне белый снег,
Я становлюсь моложе и добрее…
 
Стою, смотрю в застывшее окно:
Закат январский на мороз не ярок,
Как будто кто-то старое кино
На Новый Год мне показал в подарок….
 

 
***

 Замело наш сад метелью первой, робкою,
Стихло всё в объятьях белой тишины,
Свежий снег расчерчен заячьими тропками,
Старый сад уснул до будущей весны.
 
Залегла вокруг краса непостижимая,
Охраняет месяц благостный покой.
Словно парень молодой куму любимую,
Обнимает хмель калину над рекой.
 
Дым из труб столбом к мохнатым звёздам тянется,
За рекой собаки лают в хуторке,
На три голоса о грустной бесприданнице
Песня девушек слышна невдалеке.
 
Лёд, сковавший речку в тихую погоду,
Чист, прозрачен, как богемское стекло.
Забываются все беды и невзгоды,
И от месяца и звёзд вокруг светло.
 

От  чего-то на душе немного грустно,
Провода уютно на столбах гудят,
Я иду, снежком похрустывая вкусно,
По тропинке, что засыпал снегопад.
 
Я бы мог идти с закрытыми глазами
Этой тропкой, как и тридцать лет назад,
И несут меня как будто ноги сами
Через поле, через кладку, через сад….
 
Никакой надежды нет с тобою встретиться,
Понимаю - всё наивно и смешно,
Мне б увидеть только, как окошко светится,


И снежок швырнуть в окошко озорной.
 Пусть хоть ночь одну ещё побуду юным я,
А потом пусть занесёт всё белый снег,
Мне бы знать, что в эту ночь волшебно-лунную
До утра ты будешь думать обо мне…
 
Зоя Сизова
 

***
Сегодня первый день зимы,
И снег пушистый видим мы.
Подмёрзли лужи, к ночи тише
Позёмка вьётся. Стынут крыши.
 
Вот так и мысль на дне души
Позёмкой кружится в тиши,
Как первый снег, как новый день,
Как от деревьев стылых тень.
 
Зимние сны
 
- Старый друг, серебристый камыш,
Ты о чём тихо шепчешь, шумишь?
Не о том ли,  что зимней порой
Вьюга песни поёт над рекой?
 
-Нет, - кивает камыш-старина,-
Не зима мне приходит во снах,
Не метели тоску слышу я …
Помню летнюю трель соловья,
Помню кипенных вишен сады,
Лебединые стаи, пруды,
Тополиного пуха метель
Да весеннего утра капель.
 
Снежный вальс
 
Наконец-то пришла запоздало зима.
Мягко сыплется снег на усталую землю;
Всё идёт и идёт, словно небо - без дна,
И ложится под ноги нежной тёплой постелью.
 
И плетёт кружева на стальных проводах,
И на крышах домов пухом лёгким улёгся,
Кружат вальс Мендельсона вишни в зимних садах,
Грустный тополь берёзой серьёзно увлёкся…
 
Ночь подкралась нежданно - тишина и покой,
Сонно вьются снежинки над блаженной землёй,
Задремали деревья, уснули дома,
И баюкает землю, как младенца зима.
 
Вдоль шоссейки бегут, опьянев, фонари,
Белой лентой уходит в поднебесье дорога.
Лишь влюблённые бродят, обнявшись, до зари,
Пёс лохматый залаял у чужого порога.
 


Источник:
Лукьянов В. Четыре времени жизни : лирика/ В. Лукьянов. – Каневская, 1994. – 117 с.-Текст непосредственный.
Саяпин В.Ю. Все шире круги по воде.../ В.Ю. Саяпин.- Каневская: Кубанское полиграфическое объединение, 2017.- 228с.- Текст непосредственный.
Сизова З.  Згадала зозулэнька. Стихи/ З. Сизова.-  ОАО «Кубанское полиграфическое объединение, 2016.- 96 с.- Текст непосредственный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий