пятница, 3 марта 2023 г.

Вековой юбилей каневского летописца

 

Наша малая родина, Каневская, за две с лишним сотни лет своего бытия обзавелась не только собственной историей, но и своими краеведами-исследователями, даже летописцами. У каждого исследователя  своя стезя, но всё же среди каневских «Несторов» особое, почётное, место занимает Фёдор Иванович Сидоренко, который посвятил родной станице настоящий исторический  труд   «Земля Каневская», летопись станицы. В него вошли исторические очерки, воспоминания и предания казачьей старины - весь пласт казачьей истории и культуры, которые относятся к нашей «ридной зэмли Канивський».
Сам Фёдор Иванович 2 марта 2023 года отметил бы свой 100-летний юбилей. И хотелось бы сказать немного добрых слов, как о самом юбиляре, так и о его главном труде, посвящённом родной станице.
Федор Иванович Сидоренко родился в далёком неспокойном 1923 году в семье потомственных казаков. Его родителей звали Иван Николаевич (1886 – 1926гг.) и Анна Моисеевна (1896-1966гг.) Сидоренко. Но любовь к родной земле и истории у Федора Ивановича воспитал и сформировал его дед Николай Яковлевич Сидоренко (1840- 1931гг.). Он многое поведал внуку и об истории казачьей станицы, и о своей долгой жизни.
В 1939 году Сидоренко окончил 10 классов школы в родной станице, затем стал студентом  Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Хетагурова.  Институт он окончил уже во время войны,  в 1942 году. Конечно же, по специальности историк.  В тяжёлые военные годы (1942-1943) Сидоренко стал учителем в
школе  Садовского района, что в  Северной Осетии.
В 1943 году  Каневская была освобождена от оккупантов, и Фёдор Иванович сразу же вернулся в родную станицу  и принялся за работу. В апреле 1943 года он бы назначен инспектором РОНО  работы было море, Каневскую нужно было восстанавливать после фашистского «нового порядка».
 Дочь Сидоренко, Тамара Федоровна, вспоминала (по рассказам отца) об этих тяжелейших временах из истории Каневской.
  «Отец рассказывал, что время было трудное, пришлось все создавать вновь, не хватало учебников, письменных принадлежностей, писали на газетах между строк. Большой проблемой была занятость детей на работе в колхозе, ведь они заменили отцов, старших братье, матерей, а им нужно учиться. Многие стали сиротами, приходилось детей отправлять в детские дома, что было очень трудно морально. Самое плачевное положение было по хуторам. Учителей не хватало. Отправляли учиться молодежь. Мы все тогда были заочниками».   
Фёдору Ивановичу пришлось подтверждать свой диплом, полученный в военные годы. Он заново сдал экзамены в Краснодарском педагогическом институте.  И после восстановления всей документации в  августе 1944  по январь 1948 года Сидоренко проработал  учителем истории в  СОШ №1. Тогда состоялся  первый послевоенный выпуск 10 класса.
Молодой, талантливый, перспективный учитель истории прекрасно проявил себя, и в 1948 году Фёдор Иванович был назначен директором школы. И на этом посту он пробыл почти 20 лет, прекрасно руководя школой.
1 сентября 1952-го семилетка стала средней общеобразовательной школой, согласно приказу Краснодарского краевого управления народного образования.
После войны станица была отстроена заново, сильно расширилась. Учащихся стало заметно больше, и в 1953 году Фёдор Иванович, как директор, понял, что места для размещения учеников уже не хватает. Сидоренко решил расширить территорию школы, и построить ещё один школьный филиал – небольшое здание на улице Казачьей. (Главное здание школы было тогда на ул. Черноморской).
Школу построили общими усилиями, с участием всех станичников. Делать саман помогали сами старшеклассники и их родители. Строительство стало поисти
не народной стройкой. (Кстати, так в Каневской строили большинство домов практически до конца 70-х, когда соседи помогали друг другу на добрых, почти безвозмездных началах). Стройка проходила «общим чохом», при помощи родственников, соседей и сослуживцев и всех добрых людей. А когда здание школы было поставлено, все ученики школы помогли строить водопровод от стадиона и до старой школы по ул. Черноморской.
Сидоренко проявил себя прекрасным организатором, и в 1956-ом его назначили на пост заведующего районного отдела народного образования.
Своё любимое детище, школу,  Фёдор Иванович передал достойному преёмнику - Якову
Егоровичу Жигунову. На новом месте, в райкоме, Сидоренко решил, что необходимо построить более современное школьное здание, которое позволило бы избавиться от занятий в две смены и беготни по разным школьным зданиям. Но в начале 60-х годов это было еще очень трудной задачей.
С конца 1959 года по середину 1961 года Фёдор Иванович Сидоренко  занимал должность секретаря райкома КПСС, а уже в июле 1961 г. он стал вторым секретарём райкома КПСС, и был на этом посту до конца 1962 года.  Далее, с 1962 по 1963  Сидоренко
был продвинут ещё выше, и стал заместителем председателя райисполкома. В 1963-1964 он стал председателем комитета партийно-государственного контроля, в 1964-1965 его назначили заместителем секретаря.  В 1965 Ф. И. Сидоренко стал вторым секретарём райкома КПСС.
Но педагог пересилил в нём политика, и  декабре 1965 года Сидоренко вернулся в школу. Он снова занял пост директора, и возглавил педагогический коллектив на долгие 13 лет, до 1978 года. В общей сложности его «директорский» педагогический стаж составил 21 год. В эти времена, при самом деятельном участии Фёдора Ивановича, было построено новое здание школы, в котором сейчас располагается МБОУ СОШ № 3 имени Ф.Я. Бурсака.
Федор Иванович был награжден  медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941-1945гг», Большой золотой медалью ВДНХ, орденом «Трудового Красного знамени», медалью «За трудовое отличие», юбилейными медалями в честь 40-летия,50-летия,60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, «за доблестный труд в ознаменования 100- летия со дня рождения В.И.Ленина», знаком «победитель социалистического соревнования 1973 год»,  медалью «Ветеран труда», памятным знаком за возрождение казачества
I степени, памятным знаком 300- летия  Кубанского казачьего войска.
Фёдор Иванович известен и как историк-краевед, бережно сохранивший страницы прошлого Каневской и района. Его «Земля Каневская» является настольной книгой у любителей местной истории.
Земляки помнят его человеком, беззаветно влюблённым в историю своей  малой родины – чудесной степной станицы Каневской. Сидоренко хотел передать историческую память потомкам,  а потому собирал  факты и материалы, воспоминания и документы ещё с 1944 года, встречаясь со старожилами Каневской, собирая и фиксируя их воспоминания. И этот собранный массив информации, обработанный, скомпилированный, и в буквальном смысле «пропущенный через себя» и стал великолепной книгой, достойной стать учебником краеведения, «каневсковедения». Книгу эту нужно прочесть каждому нашему земляку
 чтобы знать и родную историю, и её легенды и предания, устные и литературные.
 
 
«Ракосвяты» и «дукачи»
 
Отрывок из  «Земли Каневской» Ф. И. Сидоренко
Станицы Каневская и Стародеревянковская. Их историческая общность прослеживается уже более двух веков. В одно время основанные, они вместе переживали радость и тревоги. Сейчас, как и раньше, экономическое и общественное развитие сближает их, создаёт одно хозяйственно-общественное образование, разделённое только административными границами. В прошлом веке многие каневские казаки роднились семьями с казацкими  родами: Сабадырь, Хорь, Мацко, Лавренко, Павлик из станицы Стародеревянковской. В течение многих десятилетий каневчане из окраины «солона», располагающейся по улицам, прилегающим к речке, летом на лодках, зимой по льду посещали церковь (деревянную) Стародеревянковской, расположенной недалеко от берега реки.
В 1895 году обеими станицами была построена деревянная, /из толстых акаций/ кладка/переход/ через речку, которая обеспечивала устойчивую связь между станицами до 1918 года. Строевые казаки обеих станиц служили в казачьих войсках: полках и военных лагерях в станице Уманской, поэтому они хорошо знали друг друга по военной службе. В такой дружественной обстановке ничто не должно было омрачать жизнь и спокойствие станиц. Однако, примерно с 1865 года
между молодёжью обеих станиц в зимнее время на льду реки/ в районе железнодорожного моста/ происходили драки, которые иногда превращались в кровавые побоища «ракосвятов»
каневчан и «дукачей» стародеревянковцев. Эти драки стали традиционными и проходят даже в наши дни небольшими группами подростков. Многие старые казаки, которые сами были участниками этих ледовых драк, объясняли мне их возникновение, как проявление азарта боевого духа молодости, как необходимость защиты чести и достоинства своих станиц.
Происхождение и смысл «ракосвят» и «дукач» мной так и не установлены, несмотря на мои беседы со многими старыми казаками. Определить, почему «рак» нарушает христианский обычай крещения, я так и не понял.*** Аналогично и понятие слова «дукач», как тупой человек, дурень, способный на плохие поступки, на мой взгляд, имеет и другой смысл.
Ледовые сражения между станицами проходили только зимой, на льду. В другое время года молодёжь станиц свободно, без опасения быть избитыми, ходила по станицам и никто никого даже пальцем не тронул. Пожилые казаки мне рассказывали, что примерно в 90-х годах прошлого (ХIХ в., Прим. ред) века между участниками ледовых драк обеих станиц существовало негласное правило: кийком по голове не бить, женатым казакам в битвах не участвовать, огнестрельное оружие не применять,  лежачего не бить и оказывать ему помощь.

Однако действительность была другой: были годы/ очень редкие/, когда в ледовых побоищах участвовало по 100-200 человек с каждой стороны избили противников кийками и другими тяжёлыми предметами по чём попало. Много лет происходили ледовые схватки молодёжи, но никогда не было случая, чтобы какая-то сторона объявляла себя победительницей. Каждая из сторон обсуждала ход сражения, определяла героев боя, оказывала помощь пострадавшим.
1858 год, январь. Перед праздником «крещения» на лёд для участия в драке явилось более, чем по 50 человек из каждой станицы. У большинства в руках кийки/  палки, сделанные из корневищ, с утолщённым концом/, как основное орудие драки.
Полностью рассказ вы сможете прочесть в книге Ф. И Сидоренко «Земля Каневская».
*** Я слышала от  отца, а он от своей бабушки, что прозвище «ракосвяты» прилипло к каневчанам после одного курьёзного случая, произошедшего во время пасхального освящения пищи. Один из казаков среди прочей снеди принёс на освящение варёных раков. Между тем, у ортодоксальных христиан рак считается животным нечистым (падальщик), и для употребления в пищу запретен. Казак был осмеян, а история стала известна повсеместно и стала причиной прозвища для каневчан. «Воны ж на Паску ракив святять!» (Прим. ред.)

Источники:

1. Сидоренко Ф.И. Земля Каневская. Летопись станицы: в 2-х ч. : исторические очерки,      воспоминания и предания казачьей старины / Ф.И. Сидоренко.- Каневская, 2001.- С.70-72.- Текст : непосредственный.

2. Костров В. Столетие автора "Земли Каневской" : памяти Ф. И. Сидоренко / В. Костров.- Текст : непосредственный // 10-й канал. - 2023. - 2 марта. - С. 10.

3. «Имя района» Сидоренко  Федор  Иванович Работа  Кудрявцевой Оксаны Борисовны,  учителя истории и  обществознания МБОУ СОШ № 3 ст. Каневская 2016 год


Комментариев нет:

Отправить комментарий