четверг, 28 сентября 2023 г.

И жизнь, и боль, и память... (новеллы С. П. Деревянко)

 


Замечательный каневской прозаик Степан Павлович Деревянко снова радует новыми рассказами-памятками 
- яркими, мудрыми, с ювелирной тонкостью деталей, подмеченных в суетной повседневности и острой, лимонной ноткой ностальгии, колокольчиком звенящей из далёкого, беззаботного детства. И раз за разом его зарисовки заставляют нас задуматься: «А правильной ли дорогой идёшь ты, путник?»
 

 Солдатские ботинки
 
В станице возле мусорного бака стояли немного поношенные солдатские ботинки - так у нас
люди отдают свою ненужную вещь другим людям, кому она может понадобиться. Я сам так делал не раз, и однажды воспользовался такими «блошиными» услугами: какая-то взбалмошная женщина выбросила почти новую туалетную тумбочку с оторвавшейся дверкой.  Я её починил, и в тумбочке теперь храню свои бумаги. Но то тумбочка, а  это серьёзная обувь 
 ботинки солдата, вернувшегося со срочной службы или же с бандеровской войны, и я захотел посмотреть, во что теперь обута наша армия.
Служил сам когда-то во флоте, сапожничал, «бабахал» строевым по учебке по кронштадтским булыжникам «прогарами» (грубыми кожаными ботинками), и не забыл команд «левой-левой, шире шаг!». Не забыл
также, как плохо было ногам в той обуви, однако было у прогар одно достоинство: в них мы ныряли ногами по боевой тревоге, как в галоши, экономя драгоценные секунды «обуться и одеться». А тут стоят  ничейные современные солдатские «макасы» и нигде никого нет, чтобы «каркнул»: «А ещё писатель, в мусорке копаешься!». Слез я с велосипеда, взял в руки ботинок 
- симпатичный с виду, высокий, удобно заправлять в него штаны, не будет снег попадать и холод проникать, кожа не грубая, как на прогаре, и шнурок один снизу до верху. Но продет шнурок в латунные петельки, которых черти сколько! Считать их я не стал, часто приклёпаны, а вытащил шнурок и замерил его длину. Как говорил сатирик Задорнов в таких случаях, готовя публику  к смеху: «Готовы?» Длина шнурка 168 сантиметров!!!

***

Не могу…
 
Не могу…  Почти каждую ночь снятся покойные родители, и наша хуторская хата,  сиротливая,
заросшая бурьяном. Каждый раз, проезжая мимо по трассе, не могу на неё смотреть, чувствую её укор: «Зачем меня продали, зачем бросили?» И укор родной хаты направлен мне, больше некому 
- родители умерли, младший, единственный  брат  тоже, остался один я, и мне все печали. А может это родительская боль за хату, что не принял я нужного участия в её судьбе, и она, боль эта, с небес, будоражит меня ночами? Может, кто знает…
Там, на небесах, где обитают души умерших, вроде тоже жизнь в каких-то недоступных и непонятных живым измерениях, и оттуда, через стену неведомого, родственные души присылают нам вести в форме снов. И в вестях  этих смысл понятный: пора готовиться в последнюю дорогу. Помню, как отец, измученный болезнью, незадолго до смерти, сказал мне: «Шось мини, сынок, сталы вважаця батько и маты. Мабуть, звуть».

Полностью рассказы вы можете прочесть в газете "10 канал" №39 за  22 сентября 2023 года.
Источник:
Деревянко  Степан  Такая жизнь… Солдатские ботинки : рассказы / Степан Деревянко. - Текст : непосредственный  // 10 канал. - 2023. - 22 сентября. - С. 11.

Комментариев нет:

Отправить комментарий