пятница, 8 сентября 2023 г.

Цветущий сад Степана Деревянко

 


Истинный писатель, как говорят
 от Бога, он похож на охотника. Только его добыча – мысли, эмоции, впечатления, увиденные, пропущенные через призму собственного восприятия, обрамлённые магией слова, и  подаренные всем неравнодушным людям.
И каждый настоящий творец слова вкладывает в свой труд частичку души, ибо он умеет увидеть и представить  в нескольких ярких штрихах чудо слова, заставить читателя замереть в восхищении от  какой-то, кажется, мелочи, передающей истинную красоту нашего мира.
Писатель – тот же художник. Его стихия – наша жизнь, он пишет красками эмоций на полотне слов,  и умеет передать всю синестезию чувств и поступков человеческих.
И у каждого своё полотно. У кого-то творчество – как строгий готический замок, полный мрачных тайн. У кого-то – как лес, с зелёным шумом листвы и настороженным любопытством скрывающихся зверей, у кого-то – как водная манящая гладь, неустойчивая и опасная.
А рассказы и повести нашего земляка, талантливого автора Степана Павловича Деревянко,
похожи на цветущий сад, где каждый очерк или рассказ – как любовно выпестованное дерево, цветок или розовый куст, щедро дарящий свои яркие цветы и плоды всем ценителям.
И входишь в этот сад каждый раз с новым ожиданием чуда, радуясь каждому моменту, проведённому там. Ибо проза Деревянко – это всегда настоящий подарок, его  слова проникают в душу, исцеляя и возрождая.
Надеюсь, вскоре он порадует нас своей новой книгой, отрывки из которой публикуются в литературной гостиной газеты «10 канал». Называться книга будет «Такая жизнь...» – В памяти моей... (Увиденное, услышанное, пережитое).  И каждая новелла – именно цветок из сада автора, яркий, чудесный, радующий своей красотой и свежестью. Герои их – наши земляки, с их бедами, воспоминаниями, маленькими радостями и большими проблемами. Но они искренние, умеющие жить, плакать и смеяться, и понять и пожалеть ближнего своего, человека, или  животное, тоже божью тварь.
А прочтя эти немудрящие истории, собрав великолепный букет цветов-историй, ты словно ощущаешь себя обновлённым, ведь умение сопереживать и прощать  очищает душу, делает человека человеком в духовном смысле.
Но можно много говорить добрых слов о творчестве нашего замечательного писателя. Лучше уж сами прочтите строки из его новелл. Пусть и у вас в руках окажутся цветы из его прозаического сада. Они чудесны!
 
Принцесса Манька
    У меня умер друг, охотничий пёс Борей, которого мы с
друзьями-охотниками, докторами Александром Иванычем и Борисом Николаичем, в шутку называли созвуч­ным «именем» Борька Спа­ниель Борька был умный охотник и добрейший пёс. В его просторной будке зи­мой, в холода, находили мес­то наши кот и кошка, лёжа на тёплой Борькиной шубе. А кошка весной там же приводила котят, зная об их пол­ной безопасности, Борька тогда дневал и ночевал под открытым небом, изредка обнюхивая Муркино потом­ство, на что жена говорила: «Пересчитывает».
    Но, прожив пятнадцать лет, Борька-Борей под охот­ничий салют был предан в полях, на семи ветрах, зем­ле. И я остался без собаки. Недели две печаль о Борьке меня не покидала, двор без его красивого голоса ка­зался опустевшим, и я начал искать собаку не для охо­ты, возраст мой охотничий ушел, а чтоб был во дворе сторож и друг, который бу­дет встречать хозяина пер­вым и всегда с радостью. Но собачка подходящая не на­ходилась. А тут иду мимо станичного рынка, день ба­зарный, машины бегут одна за одной, и вижу, как доро­гу в мою сторону перебе­гает интересная собачка непонятной породы: бело­го окраса с коричневыми пятнышками по всему телу. И лапки у неё крепкие, кри­вые, как у таксы, на груди «киль» заметен, и хвост по-таксиному антенной вверх. «Полукровка, не иначе», подумал я и вышел на до­рогу, тормознув машины. Водители дали мне пройти, я взял собачку на руки, даже не подумав об укусе. Собач­ка не противилась, а лиз­нула мне руку в благодар­ность, чего я не ожидал. На обочине я её рассмотрел сука, молоденькая, с сосоч­ками пупырышками, «ба­рышня» ещё, бесхозная, раз без ошейника.
Присев на ступеньку мага­зина, я обратился к находке:
Что ж, давай знако­миться, подруга!  Ко мне пой­дёшь жить?
 
Створки раковины
 
Все свои годы я прожил в степной Кубани, на хуторах да в станице, и мне уже семьдесят два, но только в последние десять-пятнадцать лет я вижу редкое явление – небесный вальс скворцов, почему-то раньше я его не наблюдал. Скворцов, что ль не было? Кабы ж, всегда распевали рулады на акации у хаты. Может я их не узрел в ранние годы? Нет, не было такого, скажу больше – с детства люблю эту звонкоголосую птаху, и меня с нею что-то незримое связывает. Малый когда был, в одну зиму сильно болел, сначала корью, а следом ветрянкой – замучился сам и вымучил родителей. Не было в те послевоенные годы на селе, и родители-крестьяне спасали меня, как могли: на моё зудящее тело  уставший на работе немолодой отец «дмухал» велосипедным насосом, пока я не забудусь в мятущемся сне, а мать молилась и мазюкала меня зелёнкой. Так спасали Стыпанку. И в какой-то сияющий, пронизанный солнцем день в начале марта меня, закутанного в ватную фуфайку, внес из хаты на божий свет отец, и я услышал и увидел на дереве скворца. Он, вытянув шейку, поводя головкой, раскрытым клювиком пил солнечный свет и пел с посвистом, радуясь наступившей весне.
– Чуешь, сынок, як спива шпачок,  радуеця, шо тоби получшало,– сказал отец.
 
Воздух детства
 
Последние годы на день выпускников в родную школу я езжу редко. Прошлый раз съездил на пятидесятилетие своего выпуска, и приехал один, а в этом году на пятьдесят пять съездил ещё раз, наверное, в последний, и уже не надеялся, что увижу кого-нибудь из одноклассников. Из наших тридцати двух парней и девчат – такой был класс, где девчат было большинство, парней в живых на семьдесят втором году жизни осталось трое, девчат  – не  знаю. Чего  ж  тогда  я  поехал  в  родную  школу, потащился,  так сказать,  за
старостью, не надеясь на встречу? Захотелось вдохнуть воздух детства.
 
Полностью рассказы вы сможете прочесть в газете «10 канал».


Источник:
Деревянко  Степан  Такая жизнь… Створки раковины : рассказы / Степан Деревянко. - Текст : непосредственный  // 10 канал. - 2023. - 4 августа. - С. 11.
Деревянко  Степан  Такая жизнь…  Принцесса Манька : рассказы / Степан Деревянко. - Текст : непосредственный  // 10 канал. - 2023. - 18 августа. - С. 11.
Деревянко  Степан  Такая жизнь… Не журысь, Семёныч : рассказы / Степан Деревянко. - Текст : непосредственный  // 10 канал. - 2023. - 1 сентября. - С. 11.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий