среда, 27 февраля 2019 г.

Юбилейный праздник памяти Фёдора Щербины в его родной Деревянковке

С.Корбан, войсковой старшина ККВ и О.Климовец, проректор
академии ИМСИТ
Вчера в станице Новодеревянковской состоялся большой праздник, посвящённый 170-летию со дня рождения Фёдора Щербины. Собрались благодарные жители станицы, приглашённые гости, среди которых были известный краевед Борис Трёхбратов, автор книг о казачестве Михаил Джунько, атаман Ейского отдела ККВ Павел Лях, преподаватели ИМСИТа, где ежегодно проходят Щербиновские чтения. Сколько тёплых слов прозвучало о творчестве и личности самого Фёдора Щербины, а также в адрес краеведов, исследователей его жизни! Здесь же чествовали победителей и просто участников творческого конкурса, взрослых и детей, которые писали стихи и прозу, рисовали картины в преддверие этого праздника. «Вщерть добром наліте серце ввік не прохолоне» ‒ это слова эпитафии на могиле Фёдора Андреевича. Доверху добром налитое сердце Щербины действительно не остынет, пока мы его помним, читаем его исторические труды. Более подробное описание праздника можно найти на сайте администрации Каневского района. А мы предлагаем вниманию читателей отзыв на главный труд кубанского учёного  «Историю  Кубанского казачьего войска» жителя ст. Стародеревянковской. Это Владимир Агафонычев, чьё письмо было несколько лет назад опубликовано в «Вестнике станицы» (приложение к газете «Каневские зори»). Он кандидат ветеринарных наук, написал несколько книг, в которых рассказывает о взаимодействии человека и животных. Автор статьи ‒ человек, увлечённый изучением истории России, называющий чтение книг Фёдора Щербины глотком чистой воды в потоке современного чтива, верящий в то, что знание своей истории облагораживает юные души, позволяет учитывать исторические ошибки.
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЩЕРБИНУ
Должен сказать, что я ‒ не казак, но большую часть жиз­ни прожил на Кубани и мне близка история нашего края. Однако до недавних пор историю казачества вообще (и кубанского, в частности) преподносили в урезанном, а то и искаженном виде. Прочитал книгу Щербины и теперь на некоторые исто­рические события, их причины и следствие смотрю по-дру­гому. Речь идёт о втором томе «Истории...». В этом боль­шом произведении Фёдор Андреевич подробнейшим обра­зом исследует процесс заселения Кубанского края выход­цами из Малороссии (Украины), прежде всего, запорожс­кими казаками. Автор раскрывает истинные причины и хро­нологию Кавказских войн с конца XVIII века и вплоть до 60-х годов XIX.
Я уверен в том, что если бы наши военачальники и по­литики внимательно читали такие книги и делали из про­читанного соответствующие выводы, многих современных конфликтов на Кавказе, и прежде всего в Чечне, удалось бы избежать. Ведь не зря говорят: «Тот, кто не учитывает исторические ошибки, обречён повторять их снова и сно­ва». Так происходит и в наше время. Ведь насколько легче было бы российским солдатам и офицерам, поддерживаю­щим конституционный порядок, воюющим с бандитами и террористами, если бы военно-политическое руководство страны учитывало огромный исторический опыт русской колонизации Кавказа…
Надо сказать (и об этом прямо пишет Щербина), что Го­судари Российские, их наместники на Кавказе, атаманы казачьих войск и армейские генералы тоже не всегда и во всем проводили взвешенную, дальновидную и последова­тельную политику в отношении горских народов. Но, во-первых, такие политические недочёты быстро учитывались и решительно устранялись, из них делались соответствующие выводы ‒ шла ли речь о заселении Кубанского края или о планировании боевых операций. А во-вторых (и это, думаю, главное), тогдашние политические и военные руководители в подавляющем большинстве своём были людь­ми глубоко патриотичными, любящими Отечество.
… Сколько героических образов представил нам Ф.Щербина в своей книге! Наказной атаман, генерал Алексей Бескровный, которого, по утверждению старых казаков, сам Государь Александр I повелел называть Бессмертным? Вся жизнь этого отчаянного и смелого казака прошла в боях и схват­ках. Множество тяжелейших ранений получил он в сраже­ниях, но каждый раз излечивался от ран и становился в строй. Несколько месяцев госпиталей ‒ и снова безудержно храбрый генерал с шашкой в руке ведёт в бой казачью лаву.
А генерал Засс, прибалтийский немец, офицер русской службы? Не мирные горцы панически боялись его и счита­ли шайтаном, которого невозможно убить! Один вид вы­ходящего из укрепления отряда русских, которых вел Засс, отрезвляюще действовал на собравшихся в набег горцев, которые сразу же расходились по своим аулам.
Казачий сотник Пшимаф Могуноров, боевой товарищ атамана Бескровного, доблестный сын адыгейского наро­да, верой и правдой служивший России, и много-много дру­гих реальных исторических лиц ‒ всех их с теплотой и ува­жением описывает Федор Андреевич Щербина.
Но не только о войнах, боях и походах повествует ав­тор. Хозяйственный уклад, национальные особенности быта казаков и адыгов, географические описания ‒ практи­чески все стороны жизнедеятельности людей, живших на Кубани в то время, подробно им исследованы. Не зря Ф.А. Щербину считают учёным с мировым именем. Да и вся жизнь Фёдора Андреевича ‒ это служение правде. Извест­но, что в молодости он увлекался левыми идеями, даже был сослан под надзор полиции. Впоследствии, очевидно, он осознал пагубность идей всеобщего равенства, стал при­мерным гражданином и патриотом Отечества. Не приняв большевистского переворота, немолодой уже учёный ушёл с Белой Гвардией за кордон, где и окончил свой земной путь.
В наше время такие книги ‒ как глоток чистой и свежей воды среди мутного и грязного чтива. Особенно хотелось бы пожелать молодёжи читать и перечитывать «Историю Кубанского Казачьего Войска» ‒ такие произведения духовно, облагораживают человека, учат любить свое Отечество и гордиться его историей.
В. АГАФОНЫЧЕВ, ст. Стародеревянковская

Комментариев нет:

Отправить комментарий