среда, 23 октября 2019 г.

Чтение хороших книг как залог жизненного успеха

В каких странах самые большие домашние библиотеки
Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту. Хотя на протяжении всей истории человечества мудрецы видели путь к жизненному успеху человека по-разному. Например, китайский философ Мэн-цзы говорил: «Чтобы чего-то добиться, нужно обладать умением, но добьёшься ли успеха – зависит от судьбы». Да и само понятие успешности каждый из нас определяет по-своему. Одни говорят о самореализации личности (кем-то «быть»), другие – о достижении материального благополучия (что-то «иметь»).  Достаточно сравнить следующие утверждения. Успешный человек – это тот, кто постоянно ставит перед собой жизненные цели и достигает их. Быть успешным человеком – значит иметь высокооплачиваемую и востребованную работу. Думается, что и то и другое недалеко от истины. Какие пути ведут к жизненному успеху? На этот вопрос пытаются ответить современные педагоги и социологи. Марк Агранович, директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального Института Развития Образования РАНХиГС, говорит о том, что на будущий успех влияет культурный уровень семьи. А наличие домашней библиотеки – это и есть индикатор культурного уровня семьи. В «Комсомольской правде» сегодня опубликованы результаты исследования Австралийского национального университета. Учёные выяснили, как «эффект библиотеки» связан с жизненным успехом. Статью публикуем полностью.

Чтобы подняться по социальной лестнице, нужно иметь в доме 350 книг
Сколько книг вы держите у себя дома? Вопрос не праздный. От этого (а вовсе не от модели смартфона) зависит, насколько хорошо будут учиться ваши дети. Так утверждает группа ученых из Австралийского национального университета, которая под руководством профессора Джоанны Сикоры провела масштабное исследование, изучая, как связаны размер родительской библиотеки и жизненные успехи ребенка в будущем.
Эксперты анализировали данные 160 тысяч взрослых людей из 31 страны мира, которые в период с 2011 по 2015 годы принимали участие в программе Международной оценки компетентности взрослых. Участникам задавали вопрос: «Сколько книг было у вас в доме, когда вам было 16 лет?». А затем волонтеры проходили тесты на грамотность, знание математических действий и навыки владения компьютерными технологиями. Быть отличником – это конечно, еще не жизненный успех. Но есть прямая зависимость между уровнем образования и продвижением по социальной лестнице в зрелом возрасте.

Выяснилось, что самые маленькие домашние библиотеки в Турции: там в среднестатистической «янычарской» семье насчитывается всего 27 томов. А заповедником книгочеев оказалась Эстония: обычная семейная библиотека здесь вмещает 218 книг. Россия занимает 8-е место. Что не очень вяжется с представлением о России, как о самой читающей стране мира, которое мы впитали с детства. Но авторы уточняют, что в нашей стране им не удалось получить данные по Москве. А ведь тут наверняка сосредоточены главные интеллектуальные силы государства.
«Во всех странах количество книжных шкафов с книгами в родительском доме оказывает огромное влияние на успеваемость, ‒ пишут Джоанн Сикора и ее коллеги. ‒ Причём «эффект библиотеки» даёт прирост функциональной грамотности помимо таких факторов, как образование родителей, собственный образовательный уровень или профессиональные достижения».
Зная, сколько книг в доме того или иного ребенка, можно выступать в роли оракула. Если родители подростка не покупают книги, то ему почти наверняка предстоит пройти в школе скорбный путь троечника. Но семье достаточно разместить в шкафах 80 фолиантов, чтобы уровень грамотности и владение математическими операциями у вашего чада повысился до среднего. Если вы прочите своему отпрыску академическую карьеру, то библиотека должна состоять не менее чем из 350 книг. Далее «эффект библиотеки» проявляет себя не так ярко. Исследователи приводят такую статистику: увеличение числа книг от 18 до 63 повышает успеваемость на коэффициент 0,34. А расширение библиотеки от 350 до 650 книг дает прирост только на 0,17 - в два раза меньше.
‒ Наиболее заметные образовательные преимущества чтение дает ребятам из обездоленных семей, ‒ считает Джоанн Сикора, ведущий автор исследования. ‒ «Книжное детство» дарит людям дополнительные годы образования. Расширяется словарный запас, развиваются критическое мышление и интеллектуальная гибкость. Мы пришли к выводу, что уровень грамотности выпускника университета, который вырос в доме, где книг не водилось, соответствует показателям школьника 9 класса.
Скептики скажут, что все это уже не актуально: бум цифровых технологий оставил книги на обочине истории. Мол, современные подростки уже ничего не читают, а половину жизни проводят в смартфоне.
Однако учёные уверяют, что не находят ослабления «эффекта библиотеки» в более поздних возрастных категориях среди участников исследования. И сегодня благотворные последствия чтения в подростковом возрасте по-прежнему велики. Для Издательского дома «Комсомольская правда» эти выводы учёных как бальзам на сердце. Потому что мы любим читать и выпускаем большое количество книг на любой вкус и возраст.
Коробатов, Я.

         Источник: Коробатов Я. Чтобы подняться по социальной лестнице, нужно  иметь в доме 350 книг [Текст] : учёные выяснили, как  «эффект библиотеки» связан с жизненным успехом / Я. Коробатов  // Комсомольская правда. - 2019. - 23-30 окт. - С. 37.

Комментариев нет:

Отправить комментарий