среда, 1 июня 2022 г.

Вот оно какое, наше лето!

 




Снова сделала природа оборот. Снова наступило лето! И снова радуемся мы цветению природы, щедрой рукой отсыпающей нам зелень листвы и яркую россыпь плодов. Давайте вместе вспомним сочные строки поэзии наших каневских поэтов, наполненные летним светом и теплом.

Валерий Лукьянов
***
Вяз, как нос, приплюснул лист к стеклу:
Наблюдает тихо жизнь иную…
Солнечные «зайцы» на полу
Лишь на миг замрут – и врассыпную!

Вновь ни дуновенья… И опять
Замерли они на половице.
И зачем им, собственно, бежать.
Ведь вблизи ни волка, ни лисицы?
 
Рядом – никого. С утра ушли –
Кто куда! -  хозяева из дома.
В невесомой солнечной пыли
Нежится полдневная истома.
 
Мельтешат «зайчишки» на полу,
Вдоль стены и по цветочным плошкам.
Лист, как нос, приплюснул вяз к стеклу.
Наблюдает – что там, за окошком?
 
***

Преддверье лета.
Всё в цветеньи.
Душист и ярок травостой.
И днём, и ночью – птичье пенье.
И только в силу входит зной.
 
Переместился юг на север.
Зацвёл на огороде хмель.
Эмблема лета –
Красный клевер
И на его соцветьи шмель.
 
***
Пшеничный клин поднялся, как стена.
Колосья не качнутся.  Спозаранок
Заслушалась родная сторона,
Запевших  в роще славок и зарянок.
 
Свободный сарафан её лугов,
С петляющими лентами тропинок,
Расшит богатой россыпью стогов
И радужным стеклярусом росинок.
 
Под утро дождь прошёл. Ещё видна
В высоком небе радуг. Как арка!
Она из речки воду пьёт со дна,
А в воздухе без ветровея жарко.
 

В цвету гречиха. И пчелиный рой
Над нею вьётся шумным хороводом
На косовицах тучен травостой –
На всю округу сладко пахнет мёдом.
 
Глубокий шрам военных лет – окоп,
Взмыли в грозы пенные потоки.
Запутанный клубок омытых троп –
Не размотать, малы у жизни сроки.
 
Бегу по ним, как-будто в давнем сне,
Поднявшись на рассвете, спозаранок,
И слушаю, как распевают мне
С опушки стайки славок и зарянок.
1978
 
 
Джон Акопов
Лето
Пыль, духота да злые мухи –
Всё изнывает от жары.
И только целый день над речкой
Весёлый гомон детворы.
 
В полях на солнечной жаровне
Доходят разные плоды.
Под градом пота собирают
Крестьяне летние дары.
 
 
Лишь к ночи кое-как отходят
За день  уставшие тела.
С трудом вдыхают душный воздух
И проклинают комара.
 

Заря спасительной росою
Кропит цветы, деревья, дом .
В объятьях утренней прохлады
Вновь оживает всё кругом.
 
На рынках изобилья роскошь
Нас манит щедро одарить.
За всё за это можно лето
И ненавидеть и любить.
2009
 
Возвращение
Прошумел, как в детстве, летний дождик,
Снял усталость с плеч моих и ног.
Посижу, как прежде на пригорке,
Отдохну от пройденных дорог.
 
Снова в детстве. Снова, как ребёнок,
Мир забытый всей душой ловлю.
Через годы, радости, невзгоды
Я с прошедшей жизнью говорю.
 
Как уйти из дома мне хотелось
Счастье где-то виделось и мне.
А оно, как мать, нам вслед смотрело,
Ожидало в отчей стороне.
 
Может, так задумано природой
Для того, чтоб жизни смысл познать,
Надо мир вокруг себя изведать
И, вернувшись, главное понять.
2007
 
 
Валентина Вервекина
 
Здравствуй, лето!
 

Я шагнула в лето,
Так, слегка одета...
Душу всему свету
Распахнула я.
Что со мною это –
Я надеюсь, где-то,
Посреди поэтов,
Отыскать себя.
 


Будет новым лето –
Верная примета…
И отменит вето
На любовь мою.
 
Музыка поэта
Мной ещё не спета –
Средь тепла и света
Я её спою.
3 июня 2012
 
Владимир Саяпин
***
Лето, каникулы, полдень, горячее солнце.
Дивное чудо тропиночка к нам привела:
Велосипед положив на траву у колодца,
Девочка воду из кружки красиво пила…
 
Распетушившись пред девочкою-незнакомкой,
Смело ходил по замшелому срубу босой,
Ну и свалился, мелькнув головастиком скомканным,
Только мелькнул её взгляд из-под чёлки косой.
 
Как из колодца достали – всё в памяти стёрлось.
Помню – народ облегчённо вокруг хохотал.
Помню – дрожащий взглянул я в глаза её чёрные,
Яркие звёзды увидел я в них, и пропал.
 
Слышал я детстве давно эту быль или небыль
Чудо увидеть есть способ довольно простой –
Надо взглянуть из колодца на синее небо,
Чтоб видеть звёзды, когда их не видит никто.
 
Голову набок склонив, улыбалась мне смело,
Я же, смутившись, смотреть в её очи не мог.
Змейкой струилась коса по плечу загорелому,
И завиток на виске шевелил ветерок.
 
Видно в тот день не могло всё сложиться иначе.
Буйную голову, мокрый, стоял я, нагнув…
Ты не проводишь меня  за околицу, мальчик?»
Я обречённо взглянул ей в глаза и кивнул.
 

Узкой тропинкою ехали юные двое;
Я у кургана букет ей роскошный собрал,
Запах полыни пьянил, как вино молодое,
И стрекотали сверчки, как капелла цимбал.
 
Мы на кургане прощались с ней вечером поздним,
Горечь потери пронзила меня в первый раз.
В руки лицо её взяв, я прощался со звёздами,
Ярко светившими мне из заплаканных глаз…
 
Жизнь за спиною моей, как степная  дорога.
Я той дорогой немало уже прошагал,
Женщин хороших встречал я не мало – не много,
Но я всю жизнь эти звёзды в колодцах искал.

Память навек повязала нас ниточкой тонкой;
Где камышанка над гладью речною поёт,
С ярким букетом в руках на кургане девчонка
Ждёт-не дождётся вихрастое счастье своё…
2016
 
Лето в Тамани

Как давно было это лето!
Среди скал, прибоем точённых
Потеряли мы у моря ленту
Из волос твоих тёплых и чёрных.
 
Поросли диким мхом эти камни,
На прибрежных обрывах – иней,
Не забыть той утраты давней,
Не забыть трепет ленты синей.
 
Нет, уже никогда не вернётся
То, что связано было с тобою,
Только чайка над брызгами вьётся
Над седым и недобрым прибоем.
 
Грудью белой войны коснётся
Вновь взмывая легко и привычно,
И при этом как демон смеётся –
Так печально и так безразлично.
 
Боже мой! Почему же нельзя мне
Стать холодным и пенным прибоем,
Чтобы сердце, остывши, не зябло,
Так согретое  прежде  тобою?
 
Чтобы в полночь, лунную, бледную,
Чтобы в полдень от зноя томный,
Мне ласкать до мгновенья последнего
Тот песок, что следы твои помнит…
 
…Как давно прошло это лето,
Но иду я, как прежде, к прибою,
Всё ищу зачем-то я ленту,
Ту, что мы потеряли с тобою.
1986

 

 Источники:


Акопов Д. С любовью к жизни. Стихи. Избранное/ Д. Акопов.- Майкоп: ОАО "Полиграф-Юг", 2009.- 268 с.- 
Текст непосредственный.

Вервекина В.  Имя женщине – жизнь… : стихи и миниатюры в прозе/ В. Вервекина. – Каневская, 2016. – 366 с.-Текст непосредственный.

Лукьянов В. Четыре времени жизни : лирика/ В. Лукьянов. – Каневская, 1994. – 117 с.-Текст непосредственный.

Саяпин В.Ю. Все шире круги по воде.../ В.Ю. Саяпин.- Каневская: Кубанское полиграфическое объединение, 2017.- 228с.-Текст непосредственный.

Саяпин В.Ю. Саксофон на ветру. Избранное.Издание второе/ В.Ю. Саяпин.- Майкоп:ОАО "Полиграф-ЮГ", 2012.- 144с.-Текст непосредственный.


Комментариев нет:

Отправить комментарий