Близится всенародно любимый
праздник – День Победы. Для того чтобы сохранить в наших сердцах подвиг тех,
кто защитил нашу Родину от фашистов, мы продолжаем публикации под девизом
«Мы должны, мы обязаны помнить!». В 1998 году в журнале «Каневчане» были напечатаны
военные мемуары удивительной женщины – участницы Великой Отечественной войны ‒
Марии Копленковой. В сорок втором году она окончила восемь классов, и в
августе этого же года была мобилизована в армию. В своих воспоминаниях она
пишет: «Военная связистка. Девчонки, мои подружки, сидели на коммутаторах в
землянках. Но мне такая доля не выпала. Я служила в техническом отделе 36-го
батальона железнодорожной связи. Тянула связь на передовой. Все пули ‒ наши».
Восстанавливая связь на разрушенных дорогах и мостах, она ежеминутно рисковала
жизнью. Всё это для того, чтобы в ночь с 8 на 9 мая 1945 года услышать слова:
«Дочка! Победа! Слышишь! Победа!». Их ей прокричал майор Боровиков,
подняв на руки. А перед этим он от радостного волнения бросил телефон, по
которому ему сообщили новость, и разбил его. После войны Мария Николаевна
тоже выполняла мужскую работу: была мастером и прорабом на стройках. Её
объекты: мясокомбинат, СШ № 2, животноводческий комплекс в совхозе «Кубанская
степь», на Лебяжьем острове ‒ два птичника, два 16-квартирных дома, очистные
сооружения, склад готовой продукции на Албашском консервном заводе, панельные
дома ‒ возле старой поликлиники и возле кафе «Сказка». В 1966 г. награждена
орденом Трудового Красного Знамени. Воспоминания такого человека заслуживают
того, чтобы их читали. Вниманию читателя их предлагает Эльвира Гроздова,
ведущая в то время рубрику «Горькая память войны».
ВРЕМЯ ВСЕ
ДАЛЬШЕ, А ПАМЯТЬ ДОРОЖЕ
Светлой
памяти воинов-связистов 36-ой железнодорожной бригады...
Детство! Детство мое
Незабвенное,
Что не уходишь ты, что
Не прощаешься,
Горькою памятью вновь
Возвращаешься,
Время далекое, время
Военное.
В. Тощев «Зарубки памяти»
Осень
1925 года, по словам старшего брата, выдалась на Кубани теплая и солнечная. Багровые
и желтые деревья не хотели сбрасывать листья, а те, которые упали, радовали станичников
разнообразием красок.
Вот
такой осенью 21 ноября 1925 года в станице Стародеревянковской Каневского
района родилась я. Меня назвали Марией. «Пречистая дева Мария» - шутил отец.
Мать уточняла: «Муся она». В годы Великой Отечественной войны однополчане
звали меня Марийкой.
Николай
Иванович Иващенко, мой отец, был крестьянином. Соседи смеялись: «Богатой будет
у тебя дочка, Мыкола. Видишь, золотом земля покрыта. Это хорошая примета». Не
знаю, если бы не война проклятая, приметы, возможно, и сбылись бы.
Я была
четвертым, самым младшим ребенком в семье. Брат Григорий и сестра Паша были
намного старше меня. Объектом для общения в детстве стала для меня сестренка
Раиска.
Родителей
мы любили. Чувствовалось, что они понимали друг друга. Мама, Ульяна
Константиновна, осталась в моей детской памяти грустной женщиной. Только
спустя много лет, став матерью сама, поняла, как ей было трудно с нами.
Участь
репрессии не миновала и нашу семью. Отца арестовали и отправили на торфоразработки
в Подмосковье. Семья Иващенко была выброшена на улицу из лома маслосырзавода
(это в районе улицы Кубанской).
Я
плакала, а сестренка Рая (она старше меня на пять лет) вытирала мне слезы. Помню,
как мы с мамой отправлялись в дорогу. На маминых плечах были оклунки. Мама вела
меня за руку через железнодорожные пути, по шпалам. Я хныкала: «Когда же они
кончатся? Ножки устали». Мама наклонялась ко мне, целовала в щеку, гладила по
голове, а я, несмышленыш, не понимала, почему мама плачет.
Спали
мы в поселке, на полатях. Хозяйка была доброй, не жадной. Она угощала нас
грибами, которые мама называла «сырыми мышатками». А потом мы снова шли и шли
через железнодорожные пути. Не знала я, что пройдет двенадцать лет, и железные
дороги войдут в мою судьбу надолго, навсегда.
Мама
умерла во время коллективизации. Жизнь человека в то время ничего не стоила. По
станице ездили подводы и собирали умерших. Ежедневно не досчитывались человек
десять. А чем можно кормить людей, если все выметали из дворов до зернышка?
В прошлое
вновь возвращаюсь
Упрямо.
Вспомню
- и сердце слезами
Застелется.
-
Как же
мы выжили все-таки,
Мама?
Выжили...
Господи, даже
Не
верится.
В. Тощее. «Зарубки памяти»
Я
немного жила в семье старшего брата в Привольной, а потом оказалась в детдоме. Видимо
кому-то лишний рот пришелся не ко двору. Так, в пятилетнем возрасте я осталась один
на один со своим сиротливым детством.
Отец
возвратился в начале 1935 года, забрал меня из детдома. Мы жили на квартире у
Ивана Сучка (в районе улиц Краснодарской и Уманской), затем переехали в Стародеревянковскую.
Отец устроился рыбаком в колхоз имени Шеболдаева (им. Молотова). Оттуда и ушел
на пенсию (к-з «Кубань).
Мой
старший брат, Григорий Николаевич Иващенко, был солистом Кубанского казачьего
хора. Я шутила: «Гриша! Ты как затянешь, так лампочки даже гаснут в доме». Голос
у Григория был сильный. Газета «Красное знамя» в 1937 году писала: «Теперь создан
Кубанский казачий хор в 40-50 человек из лучших голосов казаков станиц и
хуторов. Его будущее блестяще. Этот художественный коллектив украсит нашу
Кубань». В начале 1941 года Кубанский хор был расформирован и весь его состав
призван в ряды Красной Армии. С середины 1944 года Григорий возобновил вместе
с ансамблем песни и пляски свои репетиции при Краснодарской краевой филармонии.
Художественным руководителем был тогда Петр Лысоконь, а позже Павел
Мирошниченко. Поэтому интерес к Кубанскому казачьему хору у меня особый. Я
слежу за его творческими успехами. Солисты хора и его художественный
руководитель Виктор Захарченко как будто моя родня.
Когда поет Кубанский хор,
Все мысли у меня о брате.
От баса прыгал и забор,
И лампы гасли в нашей хате.
Вот голос был, поверьте мне,
Казачки все с ума сходили.
Григорий пел на той войне,
Где песни тоже в бой водили.
Э. Гроздова
Брат был хозяйственным. Любил цветы.
Не клумбы, а просто загляденье какое-то! Ухоженные и своеобразные. Если такие
вижу сейчас, брата вспоминаю. Умер Гриша в 1964 году. Похоронен в Каневской. Его дочь - Нина Григорьевна
Карпенко - торговый работник. Где мамина могила - не знаю. У отца на кладбище
памятник - в станице Стародеревянковской. Рая, сестра, похоронена в общей
могиле. Она умерла от голода вскоре после мамы. Сестру Прасковью похоронила несколько
лет назад.
УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ...
Школа
имени Герцена, возле нынешнего стадиона в ст. Каневской, - первый трамплин, с
которого началась моя дорога в мир знаний. Сейчас там сборный пункт
допризывников. Моя первая учительница - Матрена Андреевна Целовальник - отличник
народного просвещения. Я помню ее,
милую, аккуратную, добрую, беспокойную. Бывало, приходит она в класс в черной
юбке и белой кофточке. Ее строгий наряд дополнял черный галстук. Пышные волосы
придавали ей женственность. Матрена Андреевна останется в моей памяти до конца
жизни, это был золотой души человек.
Я часто
болела. Малярия меня трясла два года. Матрена Андреевна заботливо укроет меня
одеждой учеников и не начинает урока до тех пор, пока не пройдет приступ
малярии. Только благодаря заботе Матрены Андреевны, я смогла закончить
начальную школу. И скажу (да пусть меня простят педагоги района) с полной
ответственностью: сейчас таких учителей нет. Моя первая учительница - это дар
Божий! Стараться быть такими же сердечными - не зазорно, а только на пользу нашему
просвещению.
В
четвертый класс я начала ходить в среднюю школу № 5 (ныне хозяйственный магазин
по улице Ленинградской) в станице Стародеревянковской. Был у нас такой учитель
- Николай Осипенко (отчества не помню). Заходят однажды три человека в класс и
надевают наручники нашему учителю: «Именем закона Вы арестованы». И повели.
Дети из четырех классов бежали за ним следом. Больше его никто не видел.
Не хочу
осуждать политиков, власть, работников НКВД и ОГПУ (Отдел Государственного
Политического Управления. Это решит только история и время. Все будет расставлено
по своим местам. Скажу только о том, что знаю о законе «о реабилитации» и не
решаюсь воспользоваться своими правами... Ах, мое сиротливое детство! Ты так и
не уйдешь никогда из моей памяти. Скажу словами
местного поэта Владимира Тощева:
Было,
конечно, все это,
Было,
Ныне
тем дням половина
Столетья.
Только
о страшной поре
Лихолетья
Сердце
по-прежнему
Не
позабыло.
В. Тощее. «Зарубки памяти»
В школе
меня называли «атаманом». Отчаянной была и озорной. С девочками дружила мало.
Помню, как однажды с мальчишками делали парашют. Шили его целый месяц.
Веревок много прикрепили. С груши прыгнула я первая. Естественно, парашют не
раскрылся. Я упала. Тело все было поцарапано. Отец, глядя на меня, полоснул
еще кнутом. Я этого не ожидала. Отец был примером доброты. В доме нельзя было
обидеть даже кошку.
Хочу
сказать: детство было радостным, хотя и жили бедно, голодно. Не видели ни одной
конфеты, игрушек не было, но оставались добрыми и озорными. Уже тогда закладывались черты характера, которые помогли нам
выстоять и победить в трудное для Отечества время.
В 1942 году я закончила восемь
классов. Придет время, и вновь судьба вернет меня к школьному порогу. Я строила
школу № 2 в станице Каневской. Матрена Андреевна Целовальник в лень открытия
школы выслушала в свой адрес много добрых слов, ведь приятно было знать, что
строила школу ее первая ученица, которая и выжила-то благодаря заботе и
вниманию своей учительницы.
Давно залечены все раны,
Из пепла встали города,
Но помнят, помнят
ветераны
Войной убитые года.
После
окончания школы, в июне 1942 года, с одной мечтой: «Буду летать», я уехала в город
Краснодар поступать в авиационное училище. Поступить-то я поступила, прошла комиссию
по состоянию здоровья, была зачислена в состав курсантов (3 августа должны
были начаться занятия), но учиться мне не пришлось. Линия фронта приближалась к
Кубани. Авиационное училище срочно эвакуировали на Урал. 9 августа 1942 года
фашистские войска вступили в Краснодар.
Началась мобилизация в армию. Мобилизовали
и меня. Под Ростовом, Батайском, Кущевской пришлось рыть окопы, ночью отправили
состав. Нас было шесть девчонок: я, Соня Кривенко, Мария Иванова, Кнопка Хорощунова,
Катя Федирко и Вера Карпенко.
На
рассвете я увидела, где мы находимся. Воинская часть расположилась на территории
правления колхоза «Красный Колос» (позже территория МСО). «Ой, господи! - думаю,
- возили, а в Каневскую привезли. Вот
мой брат живет, а невестка Катя по двору ходит». Так хотелось в гости хоть на
часок заглянуть, но нам не разрешили отлучаться. Мы мыли полы, помогали на кухне.
За нашей работой следил старшина Мкртчян.
Здесь,
в воинской части, стали нас обучать азбуке Морзе, заниматься кодами. Особенно
трудным был словесный код. В Каневской я приняла присягу.
Смотрю
я на нынешнюю молодежь, на внучек своих. Какие они нарядные! Перед глазами
встает картина, как меня одевали в военную форму. Я была маленькая ростом,
маленькая ножка - 34-го размера. Старшина Мкртчян сапоги дал 43-го размера.
Одели. Шинель - до самой земли. Гимнастерка - до самой земли, рукава - до самой
земли. Дядя Ваня, портной, успокоил меня: «Ничего, дочка, сейчас мы тебе так
обмундирование подгоним, танцевать еще будешь от радости? И правда, юбку мне
переделали, гимнастерку тоже. Шинель по росту укоротили. Дядя Ваня остался
доволен собой. Проходившему мимо полковнику Кудрявцеву дядя Ваня меня
представил торжественно: «Товарищ полковник, посмотрите, какой у нас солдат!».
Полковник Кудрявцев внес свои коррективы: «Подстричь под бокс!». Я начала
плакать.
-
Если
ты солдат, то плакать не должна. Что за причина?
-
Мне
домой возвращаться без кос нельзя. Отец пригрозил голову отрубить на пороге
сразу.
Слезы у
меня текли по щекам ручьем. Возможно, полковник вспомнил в этот момент что-то
личное. Мне разрешили оставить косы. Я их прятала под пилотку и шапку-ушанку
до конца войны.
Через
неделю всю часть погрузили в состав, и мы отправились в сторону Ростова. Я
проходила службу в 36-м отдельном батальоне восстановительной железнодорожной
связи (36-я железнодорожная бригада, командир - генерал-майор Павлов И.М.) в
должности телефонистки. Воинское звание - ефрейтор. Наш батальон с 15 ноября
1943 г. по сентябрь 1944 г. входил в состав Действующей армии (командир
батальона - полковник Кудрявцев).
Боевой
путь проходил через фронты: Северокавказский, Степной, 2-ой Украинский,
Отдельная Приморская армия.
ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Зимой
1942-1943 гг. пришлось восстанавливать железные дороги на освобожденной территории.
В начале января 1943 года войска Южного и Закавказского фронтов перешли в
наступление с целью разгрома кавказской группировки противника. Под ударами наших
войск она начала откатываться к Ростову и Таманскому полуострову.
Со 2
января по 4 февраля наши войска с боями прошли до 650 км на запад и освободили
почти весь Северный Кавказ.
Когда
наши войска вышли в район Ростова, основные силы северокавказской группировки
гитлеровцев были отброшены в низовье Кубани. Перед Северокавказским фронтом
стояла задача: уничтожить отрезанную группировку противника на Северном Кавказе.
В течение двух месяцев советские войска вели ожесточенные бои с противником.
За
наступавшими войсками были сосредоточены 44-я и наша, 36-я железнодорожные
бригады. Основными направлениями Совет Северокавказского фронта определил следующие:
Краснодар - Тимашевская, Тимашевская - Староминская, Тимашевская - Ейск.
Темп восстановления
железных дорог в период освобождения Северного Кавказа отставал от темпа
продвижения наших войск. Вы спросите: «Почему?». Недостаток автотранспорта,
отсутствие необходимой восстановительной техники связи, телеграфных столбов, недостаточный
опыт в восстановлении отрицательно сказывались на железнодорожном обеспечении
операции. Но в ходе каждого дня бойцы 36-го отдельного батальона связи
повышали свое мастерство, совершенствовали технологию восстановительных работ.
Успешное наступление наших войск вселяло в нас энтузиазм, стремление внести свой
вклад в изгнание захватчиков с родной земли.
Военная
связистка. Девчонки, мои подружки, сидели на коммутаторах в землянках. Но мне
такая доля не выпала. Я служила в техническом отделе 36-го батальона железнодорожной
связи. Тянула связь на передовой. Все пули ‒ наши. Восстанавливаем мост ‒ нужна
связь. Длина моста ‒ длина провода в километрах. Представьте: идет девушка-связистка, 2 м «катушки» за собой тянет, где-то
обрыв, а идти надо в любую погоду: ремонтировать связь. Судьба, видно, была
милостива ко мне. Да и желание видеть Кубань свободной было сильнее страха.
У меня
и моих однополчан было одно желание: сохранить живучесть линии, станции, узлов
как единое целое. Даже когда над нашими головами пролетали фугасные бомбы со
взрывателями мгновенного действия, то и тогда враг не мог парализовать железные
коммуникации надолго. Мы выдерживали удары, наращивали мощь перевозок, пропускали
поезда к фронту и в тыл. Ибо у нас было одно желание – победить.
Восстановление
связи велось днем и ночью. Особенно трудно было зимой. Снежные заносы, метели,
закаменевшая от мороза земля не могли остановить наш порыв. Иногда приводилось
работать без сна и отдыха, чтобы восстановить хотя бы 2-3 км пути.
В феврале 1943
г. Государственный Комитет Обороны утвердил штаты типовой железнодорожной
бригады. В состав нашей 36-й железнодорожной бригады входили: управление
бригады, 4 путевых батальона, 25-й мостовой батальон, 10-й мостовой батальон. 1
батальон механизации, 36-й батальон связи, 7-я эксплуатационная рота. Во все
путевые батальоны были включены команды по технической разведке состояния
железных дорог.
Все,
кто служил в этом отделе, владели всеми видами связи. Я, связистка, очень благодарна была этим смелым людям, которые, кроме
технической документации и оперативных сведений, обезвреживали противотанковые,
противопехотные мины, фугасы и даже авиабомбы. Наш технический отдел
восстанавливал связь благодаря технической разведке не позднее 1,5 суток после
освобождения объектов.
При
ведении первой очереди мы сталкивались с
трудностями при восстановлении линейной связи, устройстве сигнализации, централизации
и блокировки. Специальные ремонтные формирования Наркомата путей сообщения
(НКПС) - связьремы - не в состоянии были справиться с такими задачами. Поэтому
в каждой железнодорожной бригаде дополнительно формировалась рота, а потом
батальон восстановительной связи. Наша, 36-я железнодорожная бригада, самостоятельно
вела все виды работ на железнодорожном участке.
При
восстановлении связи в целях бесперебойной работы узла по отправлению и приему
поездов мы, связисты, проложили обходные линии
последующих бомбардировках. Обычно восстановление производилось в
следующей очередности: в первую очередь восстанавливалась межстанционная
связь, затем диспетчерская, а потом остальная. Из устройства СЦБ
(сигнализации, централизации, блокировки) в первую очередь восстанавливались
входные сигналы.
За
Ростовом мы шли уже пешком. Тянули кабель. Если были железнодорожные переправы,
снова тянули кабель. Дошли до Таганрога.
Запомнилось большое скопление людей. Оглушительно рвались бомбы, дымилась земля,
вражеские самолеты кружились нал станцией. Горели вагоны. Казалось, невозможно
было разобраться, кому и чем надо было заниматься. Противник постоянно совершал воздушные налеты на железные дороги,
бомбил станции, не допускал восстановления переправ.
К
коммуникациям, захваченным врагом, подходили ночью. Ибо, если враги замечали,
то доставалось нам сполна: обстреливать могли часами. Напрягая все свои силы,
противник стремился любой ценой вывести из строя наши коммуникации. Он не
только бомбил узлы, станции и перегоны, но гонялся за отдельным поездом или
паровозом. О том, какое внимание гитлеровское командование уделяло нарушению
деятельности наших железных дорог, свидетельствует хотя бы такой факт: за
каждый уничтоженный паровоз немецкий летчик получал крест.
Под
постоянным артиллерийским огнем врага, в условиях непрерывной бомбежки шел наш
36-й батальон железнодорожной связи в сторону Матвеева Кургана, Ворошиловграда,
Дебальцево, Никитовки.
В августе 1943 года началось наступление на харьковском направлении Степного
фронта.
Массовым
разрушениям были подвергнуты железные дороги Донбасса. Здесь были разрушены
все устройства пути, связи, станционные объекты. Восстановительные работы
велись в условиях острого недостатка всех видов материалов. Мне пришлось и
воронки засыпать, и укладывать пути, и подвешивать телефонно-телеграфные
провода.
Ах,
Дебальцево, Дебальцево! Из памяти моей не выходит один эпизод. Грустно вспоминать,
тяжело. Лето 1943 года. Подходит железнодорожный состав. Слышу: «Маша! Маша!» -
это из вагона крик. Правило было у нас с девчонками строгое: никаких знакомств.
Солдатки мы пока. Закончится война, тогда как Бог даст. «Мое имя, наверное, выведать
хочет», - так я подумала.
- Маша,
ты что, земляков не узнаешь? - и в подбегающем старшем лейтенанте я узнала Анатолия
Колесника из Стародеревянковской. Толя отправлялся на Курскую дугу. Потом ее
назвали «Огненной». Под Курском развернулась одна из величайших битв второй
мировой войны.
Анатолий
оставил мне адрес полевой почты... Я написала ему письмо, получила от него
ответ. Родители его тоже получили письмо. Я написала им о нашей встрече в
Дебальцево. А потом… А потом уже не было ответа ни мне, ни родителям. Похоронен
Анатолий Колесник в одном из сел Курской области.
Хочу
особо отметить почтовую связь в годы войны. «Треугольники» мы получали всегда.
Хоть и из ада кромешного шло письмо, но адресат его получал. Не забуду
Жору-почтальона. Веселый был. И меня заставлял танцевать, если письмо получала. В Румынии уже были, в
Болгарии, все равно весточки и там получали. Особенно, если девушки получали,
Жора радовался больше обычного. Ведь он поцелуи зарабатывал. Пока письмо
отдаст, столько анекдотов расскажет. Правда, не скрою, письма проверялись
цензурой. Но их снова запечатывали и отправляли по назначению. Письма почта
полевая не теряла, даже если был почтальон убит...
Там же, в Донбассе, видела много смертей.
Шахта. 1,5 тысячи людей расстрелянных. У входа в шахту - лужа крови.
Рассказывали, якобы один человек вылез на рассвете. Полз лесополосой. Весь
седой. Так его свой и выдал. Боялся кары извергов.
При
отступлении гитлеровцев большому разрушению подвергались мосты.
Если
позволяла обстановка, мы начинали восстанавливать мост сразу после разрушения.
Основной восстановительной организационной единицей была бригада железнодорожных
войск. На нашу, 36-ю железнодорожную бригаду возлагалось и восстановление
объектов, и техническая разведка, и заградительные работы, и пропуск паводков,
ледоходов и высокой воды. Мосты сооружали временные, наплавные (понтоны-переправы),
высоководные на обходе, металлические, внеклассные.
История
каждого восстановительного моста - это повесть о героизме, мужестве огромной
массы людей.
В
начале осени 1943 года мы подошли к Харькову. В конце сентября 1943 года наши
войска освободили город Кременчуг. При отступлении за Днепр противник подорвал
на железнодорожном мосту пролетные строения. К восстановлению моста приступили
в декабре 1943 г. Командующим 2-м Украинским фронтом установлен срок
восстановления - 20 января 1944 г.
Руководителем
строительства назначили полковника А.Н. Ткачева. В сооружении моста у г.
Кременчуг участвовали части нашей 36-й железнодорожной бригады полковника И.М. Павлова, 47-й железнодорожной
бригады - полковника Е.И. Пирогова, мостотряд № 1 К.А. Кузнецова и мостпоезд №
10 А.С. Шепитько. Нам помогало местное население.
Третий
участок ‒ правобережный ‒ возглавлял полковник И.М. Павлов. Мы вели постройку
подхода к мосту промежуточных опор, установку пролетных строений, укладку
мостового полотна на участке.
Между
участками шло соревнование за скорейшее окончание работ. Мы уже имели опыт
работы в сложных фронтовых условиях, улучшилось техническое оснащение. Самоотверженный
труд, мастерство и сознание того, что этот объект важен, придавали нам силы.
Большое
внимание уделялось изысканию материалов в районе мостового перехода. Как-то
зашел позвонить инженер-мостовик 36-й железнодорожной бригады Борис Викторович
Зылев (ныне он доцент МИИТа - Московского института инженеров транспорта) и
сказал: «Знаешь, Марийка! Ведь мы две опоры возводим из леса, выловленного
около берегов реки. Это бревна длиной 25 метров из мачтового леса. Фашисты
вырубали лес в заповедниках на берегах Днепра в Смоленщине. Гитлеровцы плоты
из такого леса пустили в Черное море». Я слушала инженера Зылева, и сердце
сжималось. Было больно за погубленные рощи.
Не
хватало специальных мостовых конструкций. На 55-метровые пролетные строения
судоходных пролетов пошли конструкции, изготовленные для Дворца Советов в Москве.
Это была высококачественная специальная сталь.
Самоотверженно
трудились помощник командира 36-й железнодорожной бригады по технической части
инженер-полковник В.А. Бабенко, инженер-капитан В.К. Квазадзе, лейтенант И.И.
Амплеев, командиры рот, капитаны М. Ветров и В. Давыдов, начальник техотдела
36-го батальона восстановительной связи майор К.А. Боровиков, командир роты
капитан Е.М. Кузнецов.
Героизм
однополчан, четкая организация работы обеспечили открытие движения поездов
досрочно. 12 января 1944 г. поезда пошли по мосту на запад для обеспечения
боевых действии войск, сражающихся на Правобережье.
14
января 1944 г. Командующий войсками 2-го Украинского фронта генерал армии И.С.
Конев подписал приказ № 03 «О поощрении личного состава железнодорожных войск
и специальных формирований Наркомата путей сообщения 2-го Украинского фронта
за досрочное строительство высоководного моста через реку Днепр у города
Кременчуга». В приказе отмечалось: 12 января 1944 года в течение 32 суток
построен железнодорожный мост через реку Днепр у города Кременчуг длиной 990 м.
Мой приказ выполнен досрочно на 8 суток».
...Железнодорожные войска, в том
числе и воины 36-й железнодорожной бригады, показали образцы высокого
мастерства и самоотверженности.
В
декабре 1943 г. освободили Черкассы и днепровский мост.
Здесь я
хочу остановиться и рассказать чуть-чуть о восстановлении моста через Днепр.
Начальником восстановления моста был назначен полковник А.Н. Ткачев. В восстановлении
моста принимали участие и части нашей, 36-й железнодорожной бригады полковника
И.М. Павлова. Помню, передавали телефонограмму: «К работам приступить 26
декабря 1943 года».
Самоотверженный
труд увенчался успехом. В своем приказе от 9 февраля 1944 г. начальник
управления военно-восстановительных работ (УВВР-14) полковник А.Н. Ткачев
отмечал, что боевая задача по восстановлению моста выполнена. Железнодорожный мост
длиной 1275 м построен за 37 суток. Мост был обходной. Серьезные трудности
сооружения высоководного моста при обходе - значительные: высота моста и
глубина реки, проектирование в ходе строительства - мы успешно преодолели.
Через
несколько дней прошла оттепель, дожди вызвали подъем воды в Днепре и подвижку
льда, а ледорезы еще не были закончены. И две опоры были срезаны льдом, в реку
обрушились три 23-метровых пролетных строения. Все силы были брошены на спасение
временного моста. Перед нами стояла задача: не допустить больших разрушений и
восстановить три пролета. Бойцы рот, батальонов, бригад вели подрыв льда,
засыпали камнем основание опор, достраивали ледорезы, вели забивку свай,
готовили рамы надстроек.
Через 12 суток восстановление моста
закончили, и по нему вновь пошли поезда к фронту.
Сколько
времени прошло, а память многое сохранила. Случай со мной в селе Сердюковка
Черкасской области произошел такой. Пошла я на махорку чеснок менять. Иду
назад и... провалилась в противотанковый ров. Ров - 4 метра глубины. Четверо
суток из него вылезала. Зима, холодно, ветрено. Зуб на зуб не попадает. А
вылезать надо обязательно. Снег топтала под себя. И вылезла. Прихожу в
техотдел, докладываю майору Боровику: «Ефрейтор Иващенко явилась!» Майор
команду дал немедленно: «Арестовать! Снять погоны! Снять ремень!». Кричал:
«Посадить на губу на пять дней!». Старший лейтенант Володя Иванов руки трет:
«Ты что, Марийка! ЧП - солдата четыре дня нет в роте. Хорошо, что жива осталась.
Страшно одной в поле?». А я и языком не могла шевелить. Старший лейтенант
Фуксов и адъютант майора Боровикова - Невелев - стали меня защищать: «Обморозилась
она, товарищ майор, сильно. Посмотрите, какие щеки и нос». Оба растирали мне лицо.
Отстояли, защитили. А потом еще и шутили: «Марийке надо орден дать за выносливость,
упорство и находчивость».
Не
забуду, как в Сердюковке Черкасской области хоронила однополчанина. Полвека прошло,
а Коля стоит перед глазами. На год моложе меня, 19 лет. Хорошо помню 1 марта 1944
года. День такой морозный. Солнце заходит. Немцев окружили. Наши ребята устали.
Коля крутил «бретанку» (соединение двух проводов). Накручивал, накручивал, и
вдруг сел внезапно. Сидит. «Коля!» - позвала я. Он молчит. - «Коля! Ты ушибся?
Ты что, обиделся? Почему не разговариваешь?». В ответ ни слова. Я ведь не знала, что его
вражеский снайпер смертельно ранил. Подхожу к нему. «Младший сержант! Ефрейтор Ивашенко к
вам обращается!». А он тяжело дышит. Судорога потянула, я встала перед ним на
колени. «Колечка! Заговори! Коля! Проснись!». Хотела ему шапку-ушанку поправить,
а из-под нее кровь течет. Взяла руку, а она уже остывает. Еле его дотащила.
Связалась со штабом по телефону, сообщила, что Коля умирает. До утра сидела
возле него. Ревела. И сейчас плачу, когда этот эпизод вспоминаю. Хоронила
возле вокзала. Собираюсь к нему до сих пор в Сердюковку. Знаю, что был он родом
из города Истры. Это в Подмосковье. Писала письмо сестре и маме. Никто не
ответил, хотела им показать его могилку.
Зимой
1944 г. наш 36-й батальон восстановительной связи принял участие в Корсунь-шевченковской
операции. Погибло много бойцов. Командующий танковой армией Рыбалко дал приказ
по очистке местности от трупов. Солнце очень ярко светило, наступала оттепель.
Неубранные трупы могли быть источником инфекции. Солдаты возмущались, мирное
население тем более: «Мы фрицев хоронить не будем!». Но генерал Рыбалко
сказал: «У них есть отцы, матери, дети. Эти семьи должны знать, что у их
близкого есть могила. Тот не победитель, кто на поле оставляет трупы и не
хоронит погибших. Их мобилизовали и вас мобилизовали». Приказ есть приказ.
Выполнили. Немцев хоронили отдельно, русских отдельно, в братских могилах.
В
Корсунь-Шевченковской операции, как я уже говорила, было много убитых и
раненых. Меня отправили в санчасть. Военный фельдшер Ишков кричал: «Помогать
решила? Держи голову!». Раненый без сознания, и я упала в обморок, фельдшер
звонит командиру нашего батальона связи Кудрявцеву: «Кого вы мне прислали?
Кого мне спасать? Ее или раненых?». Когда я возвратилась, полковник Кудрявцев,
к великому моему удивлению, тепло, по-отцовски спросил меня: «Что, дочка,
крови испугалась?» Так я и не приписалась к санчасти и осталась до конца войны в техотделе батальона.
Запомнилась
переправа через Днепр... Плывут перед глазами бревенчатые плоты, плот за
плотом. От переправы ничего не осталось. А связь надо ведь на ту сторону тянуть. Самолетов около пятидесяти над нами.
Пять - в «пике», пять - из «пике». Идут так, чтоб друг друга не повредить,
уступают место в воздушном пространстве. Бомбы сбрасывают, все вокруг с землей
ровняют. Жутко.
Наши
девичьи характеры закалялись в огне. Кого минует осколок, а кого-то и нет. А
мы, девчонки, молились, в прямом смысле слова молились.
До
Жмеринки Винницкой области и до самой Винницы шли пешком.
...Погрузили
нас в эшелоны. Никогда не забуду взрывы на станции Жмеринка. Вражеские
самолеты бомбили фронтовую станцию. Воздух был наполнен ревом десятков моторов,
нарастающим воем сброшенных бомб, грохотом взрывов. Пылало депо. Небо сравнялось
с землей. Состав из 11 вагонов был весь уничтожен. Везли связисток на распределение,
все эти женщины погибли.
ВПЕРЕДИ СТРАНА БОЛГАРИЯ
Это
было мое последнее боевое крещение. Позади были Бельцы, Черновцы, Унгены...
11 мая
1944 г. железнодорожные войска вышли на государственную границу СССР. Произошло
это у приграничной станции Вадул. Рядом находилась территория Румынии -
союзника Германии. Я не забуду той радости, которую испытывала я и мои боевые
товарищи при этом сообщении. Проявились резервные силы организма. Помню, по
этому поводу мы, девчата, устроили себе баню. Соединили несколько палаток, смеялись,
пели. Одним словом, поднимали боевой дух.
20-29
августа войска 2-го Украинского фронта вместе с 3-м Украинским фронтом во
взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией провели
Ясско-Кишиневскую операцию. Ее цель - разгромить ясско-кишиневскую группировку
войск противника, завершить освобождение Молдавии и вывести Румынию из воины на
стороне фашистской Германии.
В
полосе действия 2-го Украинского фронта восстановление стальных коммуникаций
обеспечивала и 36-я железнодорожная бригада. Она в составе УВВР-14 полковника
А.Н. Ткачева восстанавливала железные дороги в Молдавии и Румынии.
На молдавской
земле стальные магистрали восстанавливались на союзную колею, а на территории
Румынии - на западноевропейскую колею 1435 км. Исключением являлись участки
Унгены-Пашканы, Яссы-Буэешти, Аджуд-Плоешти, которые перешивались на союзную
колею с целью расширения имевшегося перегрузочного района.
Средний
темп восстановления и перешивки железных дорог в Молдавии и в северных районах
Румынии у нас был равен 9 км в сутки. Максимальный темп перешивки путей на
участке Пашканы-Плоешти составил 61 км в сутки. Все участки были восстановлены
в сроки, установленные командованием, а ряд из них ‒ досрочно. Лишь два участка
были восстановлены с опозданием на сутки.
Вспоминаю,
как мы подъезжали к болгарской границе. Одна часть батальона ‒ по одну
сторону Дуная, остальная ‒ по другую. Погрузили батальон в один состав: 12 девушек,
200 мужчин. Полустанки, хибары ‒ у нас, в России, а за границей ‒ павильончики.
Запомнились Карпаты. Горы изумительные!
Уже
после войны была в тех местах, где проходил наш, 36-ой батальон связи: Яссы-Бухарест-Русе
(я ведь дороги восстанавливала и в Болгарии). До боли щипало сердце, когда
русские туристы пели: «Где ж вы, где ж вы, очи карие? Где ж ты наш родимый
край? Впереди - страна Болгария, позади - река Дунай!»
А я
повторяла: «А Россия лучше всех! Что мы с тобой сделали, моя сильная страна?
Особое
значение противник придавал заградительным работам в горах. Железные дороги в
Карпатах подверглись сильному разрушению. Фашисты взорвали почти все мосты,
тоннели, виадуки, целые перегонные пути, превратили в развалины станционные
сооружения. Враг пытался остановить наступление Красной Армии, замедлить сооружение
мостовых переходов через Дунай. Однако
это был очередной просчет гитлеровских стратегов. Наша 36-я железнодорожная
бригада и работники спецформирования НКПС с честью справлялись с поставленной
задачей.
Расскажу
о трудностях, которые поджидали нас на каждом шагу. Взорванные тоннели делали
восстановление весьма трудоемким. Особую сложность представляла доставка
техники, стройматериалов. Заготовленный в горах строительный лес
воины-железнодорожники на руках, по трапам спускали к шоссе, затем лес
подвозился в район восстановления (к тоннелю, мосту) на тракторах, автомашинах,
повозках.
Личный
состав УВВР-14 2-го Украинского фронта и, в частности, мостовики 36-й железнодорожной
бригады имели большой опыт строительства и восстановления внеклассных мостов.
В связи с этим Наркомат путей сообщения и Управления железнодорожных войск в
сентябре приняли решение привлечь к строительству моста через Керченский
пролив 36-ю железнодорожную бригаду генерал-майора технических войск И.М.
Павлова.
Когда
принималось решение о привлечении 36-й бригады к сооружению мостового перехода
через Керченский пролив, мы уже начали восстанавливать рокадную магистраль
румынских железных дорог, идущую вдоль границ с Болгарией, другие части - вдоль
границ с Венгрией.
На
прощании с И.М. Павловым, А.Н. Ткачев говорил: «Вашу бригаду, товарищ генерал,
называют мостовой, и я уверен, что она оправдает это название при сооружении
моста через Керченский пролив».
...Прощайте,
города и села Румынии и Болгарии, освобожденные от фашизма. Прощайте те горы,
леса, поля, где навечно остались русские воины, отдавшие за свободу свою жизнь.
Травой позарастали рвы, воронки, а память будоражит душу.
МОСТ ЧЕРЕЗ
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ
В 1944
г. впервые в нашей стране был построен временный мост через Керченский пролив
длиной более 4 км. О героической и сложной работе из-за разрушений части моста
ледоходом до сих пор умалчивали. Это, я считаю, было большой ошибкой.
Строители проявляли настоящий трудовой героизм и самоотверженность, а
полученный опыт и причины аварии оказались малоизвестными.
В ходе
Керченско-Эльтигинской операции 1943 г. (31 октября -11 декабря) наши войска
захватили плацдарм северо-восточнее Керчи и удерживали его до конца Крымской
операции (8 апреля - 12 мая), несмотря на сильные контратаки противника, который
пытался сбросить десант в море. На нейтральной полосе между защитниками
плацдарма и гитлеровцами были обнаружены большие запасы цемента и металлоконструкций.
Они были завезены немцами для строительства автодорожного моста через
Керченский пролив и оставлены при отступлении.
Решение
о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив принял Государственный
Комитет Обороны (ГКО) постановлением № 5027 от 25 января 1944 г. Город Керчь
был освобожден 11 апреля 1944 г. войсками Отдельной Приморской армии и силами
Черноморского флота в ходе Крымской операции.
Выбрали
северный вариант строительства - от косы Чушка к поселку Опасная, севернее
Керчи. Коса Чушка имела длину около 16 км, а ширину - 4,5 км.
Руководство
строительством поручили УВВР-14 - начальник П.М. Зернов – генерал - директор
пути и строительства 3-го ранга. Главным инженером - Герой Соц. Труда И.И.
Цюрупа.
К 1
июня 1944 года было закончено разминирование всей трассы мостового перехода,
а в середине месяца прибыла 36-я железнодорожная бригада. Наш 36-й батальон железнодорожной
связи был переброшен к началу осени. Мы с Соней Кривенко успели искупаться. Я море в войну увидела впервые.
Заместителем начальника строительства 2К - Крым-Кавказ - стал И.М. Павлов.
Заместителями главного инженера - мостовик Е.В. Платонов и главный инженер
36-й железнодорожной бригады полковник В.А. Бабенко. Было окончательно
сформировано управление строительством, создано 6 участков. Шестым участком
руководили командиры восстановительных батальонов 36-ой железнодорожной
бригады.
Так
вот, Павлова Ивана Михайловича, видела вблизи. На моторке попали в шторм. Волна
высокая, «девятый вал» Айвазовского. Я сижу в лодке важно, делаю вид, что
ничего не боюсь. А волны беснуются. То на гребень лодку вынесет, то в пучину
снова бросает. Мотористы - молодцы! Умели лавировать. Видите, жива осталась.
Чем
занимались? Дамбы отстроили, заготавливали камень в карьере, бетон укладывали,
земляные работы выполняли... Но главное - построили линию связи протяженностью
438 проводокилометров.
Строительство
моста проводили в необычных условиях морского залива, с применением различных
плавучих средств, с изготовлением большинства металлических конструкций
своими силами.
В
октябре 1944 г. на мосту прекратилось большинство работ из-за штормов в течение
около 50 дней. 3 ноября 1944 г. прошел первый поезд от станции Крым до станции
Кавказ. Мост принимала комиссия под председательством проф. Т.К. Евграфова. По
мосту можно было пропускать поезда с паровозом со скоростью 10 км/час. Нас называли
патриотами Отечества и мастерами своего дела.
Отмечая самоотверженную творческую
работу строителей мостового перехода, генерал-майор Павлов в канун 27-й
годовщины Октября наградил более двухсот наиболее отличившихся мостостроителей
орденами Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «Боевые заслуги». К 27-й
годовщине Октября строители моста соорудили памятник морскому десанту
Отдельной Приморской армии у поселка Маяк, начавшему освобождение Крыма от
гитлеровцев.
«Полундра,
фриц,
Тебя
схарчит граната,
Земля
родная Крымская близка,
Как
защищали Родину солдаты,
Тебе
расскажут шрамы у виска...»
Такая
была надпись на памятнике. Однако к зиме 1944 г. обстановка на стройке осложнилась
и ухудшилась. Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабело,
мостовой переход оказался в глубоком тылу, и военные перевозки для фронта шли
по другим направлениям. Ухудшилось снабжение материально-техническими
ресурсами. Они направлялись на головные железнодорожные направления и объекты.
Сильно ухудшились погодные условия - участились штормы, волнения в проливе,
приближался ледостав.
Сложившиеся
условия не позволили успешно вести работы по второй очереди, и мост оказался
неподготовленным к ледоходу. 26 декабря 1944 г. в телеграмме в ГУВВВ Павлов И.
М. сообщал: «В течение 15 дней шторм не прекращается, ветер от 7 до 10 баллов.
Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду. Не можем снять с
берега буксир «Арарат» и плавкран. Идет бойка свай на эстакаде, ветер сбивает
людей, их меняем через 4 часа - больше не выдерживают. С воды работы вести
нельзя. Волны до 2 м. Раньше 2-х недель восстановление моста не закончится».
В
этой сложной обстановке строители продолжали бетонировать ростверки опор,
забивку свай, успели соорудить 3 ледореза.
4-11
февраля 1944 г. после Крымской конференции руководителей трех держав, по мосту
из Крыма на Кавказ проехал особо охраняемый поезд. Точных данных о тех, кто
ехал в этом поезде, нет (между собой вели разговоры, якобы ехал И.В. Сталин).
Авария
произошла 18-20 февраля 1945 г. Ледяные поля под воздействием ветра и течения
двигались на мост со стороны Азовского моря. Лед обладал большой прочностью,
так как температура была 5-6 градусов. Из орудий обстреливали с берега ледяные
поля, самолеты бомбили лед, с опор бросали толовые шашки. Лед все равно разрушил
промежуточные пролеты, большинство строений упало в море. Учитывая стихийные
причины разрушения моста, репрессий не последовало. Но идея постоянного
перехода через Керченский пролив ушла в небытие.
На
месте бывшего моста стала действовать переправа, соединившая Кавказ и Крым
(1970 г.)
Роман
«Шаг через два моря» В.В. Ханжи на (бывшего редактора многотиражки) рассказывает
о строительстве этого моста.
ЦВЕЛА СИРЕНЬ В ИЗРАНЕННЫХ САДАХ
В
конце апреля 1945 г. наш состав прибыл в Краснодар. После ветров и стуж Краснодар
встретил нас теплом. Мы, девчонки, в гимнастерках бегали. С 8 мая на 9 мая я
дежурила по штабу. Начальник гарнизона звонит: «Дайте дежурного по части!». Это
было в четыре утра. Дежурного Боровикова не могу найти (начальника техотдела).
Наконец-то нашла. «Товарищ майор! Вам начальник гарнизона приказал немедленно
позвонить». Боровиков заходит, берет трубку, слушает и молчит. Я не знаю, что
говорил ему начальник, но вдруг Боровиков бросает телефон, разбивает его,
поднимает меня на руки: «Дочка! Победа! Слышишь! Победа!». Начальник секретной
службы спал. Часовой стоял у знамени части. Боровиков подбегает к часовому:
«Товарищ майор! Не подходите ко мне. Я стрелять буду! Часовой - личность
неприкосновенная». «Сынок! Победа!» Сел на табурет. «Ребятки! Война кончилась».
Ему надо было сообщить по ротам. «Товарищ майор! Вы же сами телефон разбили».
Боровиков позвонил с караульного помещения, передал распоряжение о том, чтобы
немедленно выстроить личный состав и объявить о капитуляции Германии.
Мы,
воины 36-го батальона связи, приближали тот день как могли. В полпятого утра
командир части зачитал приказ: «Солдат накормить лучше. В девять часов вечера
дать салют».
Наш
батальон стоял в Краснодаре, на улице Зеленой - техрота (Зубкова) и техотдел
(Боровикова). Нас расквартировали по частным домам. Надо отметить, что о людях
в то время беспокоились, а сейчас настало время, о котором можно сказать:
«Спасайся, как можешь».
Сварил повар-азербайджанец 2 или 3
котла каши, уже точно не помню. «Кушай, дарагая, сколько хочешь». Хоть
перловкой, но солдата накормят, а с голода не умерли. В майские дни 1945 года
каша казалась намного вкусней.
НА ВИСКАХ СЕДИНА, НА ГРУДИ ОРДЕНА
Скажу
откровенно: воевали не за награды. Уж очень сознание наше не позволяло о них
думать. Прежде всего думали о Родине, о Кубани, о станице своей, о родных и
близких. И шли к Победе. Шли долго, всего не расскажешь. Но мы любили Родину,
не хитрили, за спинами не прятались. И годы войны, годы моей молодости не
забываются.
Их не
забыть, они тревожат
Потерей
фронтовых друзей...
За эти
жизни все, быть может,
Дожили мы до этих дней.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года награждена орденом
Отечественной войны 2 степени за храбрость, мужество, стойкость, проявленные в
борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ознаменовании 40-летия Победы
Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Храню
медали «50 лет Вооруженных Сил СССР» и «70 лет Вооруженных Сил СССР», дорога
мне медаль к 100-летию со дня рождения Жукова (1896-1996). Председатель краевого
комитета памяти маршала Жукова проф. М. Тараненко выдал мне удостоверение, в
котором благодарит за активное участие в подготовке к 100-летию со дня рождения
Т.К. Жукова. Правда, вклад мой был небольшой, и я рада, что на Кубани чтут память
великого полководца. Вот только один штрих из его биографии. После Парада Победы,
который он принимал, Жуков Г.К. не дал убить свою лошадь. Отдал ее в деревню.
«Ведь она со мной прошла всю войну, как боевой товарищ». Кстати, в 1943 году
осенью я видела К.К. Рокоссовского. Правда, это была мимолетная встреча. Что
запомнила? Высокий и красивый полководец. Жуков с ним считался. 100 лет со дня
рождения Рокоссовского прошли незаметно.
Ватутина
видела в районе г. Кременчуга в конце 1943 г. Рыбалко тогда в районе
Корсунь-Шевченковский вызвал раздражение бойцов, когда выстроил нас и приказал
хоронить и немцев, и русских. Сейчас только понимаешь его человечность.
Ежегодно
получаю и храню поздравления от Военного Совета и Управления железнодорожных
войск - полковника М.М. Макарцева, генерал-лейтенанта А. Столярова, генерал-полковника
технических войск Я. Майорова, начальника железнодорожных войск Российской
федерации, заслуженного строителя России, доктора транспорта, профессора Г.И.
Когатько.
С
благодарностью приняла поздравление с 60-летием и 70-летием железнодорожных
войск Советской Армии. Вот приближается и новый юбилей - 80-летие!!!
Получаю поздравления от совета ветеранов
железнодорожных войск г. Краснодара - ул. Головатого, 72. Председатель -
Безродний А. (к сожалению, умер), секретарь - Еровенко Вера Дмитриевна. Шлет
поздравления местная администрация. Дороги они мне, ибо это и уважение, и наши
славные традиции.
ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?
Как
уже говорила, служила я в техническом отделе 36-го батальона связи 36-й
дорожной бригады. Нас было пять человек: майор Боровиков, старшие лейтенанты
Виктор Фуксов и Володя Иванов, адъютант Невелев, воспитанник Миша Рябинков и
я.
Майор
Боровиков Константин Алексеевич был с виду строгий. Иногда его за глаза
называли «Сумасшедший Боровиков». Но после Ворошиловграда мы его уже так не называли.
У него оказалось доброе сердце. Там мы мальчонку подобрали голодного и голого,
Мишу. Так упросили взять Боровикова к нам в отдел воспитанником. Майор дал согласие.
После Победы он уехал воевать в Маньчжурию. Уволился в запас в 1946 году.
Работал на дорогах в Андижане и Ташкенте.
15
лет проработал главным инженером службы движения Средне-Азиатских дорог. Я
дважды была у него в Ташкенте. Написала ему письмо. Он помнил фамилии всех
девчат, помнил нас еще по Каневской. А когда я ему напомнила эпизод - на
вокзале, в Сердюковке, угол закрыли соломой - тогда и меня вспомнил. Хотели с
ним Колину могилку найти, не получилось. В Ташкенте умер. Хотел всех из
батальона увидеть, чувствовал, что силы уходят. Мы собрались к нему лететь, а
7 февраля не стало нашего боевого товарища.
Нет
в живых Фуксова Виктора Марковича. Умер в 1969 году. Работал вместе с Боровиковым
в Управлении Среднеазиатской дороги.
Надо
сказать, что после войны наш батальон поредел: кто уехал на Японскую войну, а
кто демобилизовался. Так вот, я ничего не знаю о Невелеве, адъютанте
Боровикова. И он тоже не знал, куда судьба запросила нашего однополчанина.
А
Миша Рябинков, помню, увидел меня и стал просить: «Тетя! Возьмите меня с собой».
- Да не послушается нас командир.
Но
Мишу оставили как сына полка. Все упросили майора. Портной дядя Ваня пошил Мише
гимнастерку, вычесали вши, баню даже топили. Сейчас Михаил Рябинков живет в
Донбассе, в поселке Штеровка Антрацитовского района. Работает шофером в дистанции
пути в Ворошиловградской области. Я была у него в гостях в 1990 году. Мы переписываемся
с Михаилом Степановичем. Но ездить стало труднее не только из-за здоровья, но
и из-за таможни.
Шла
война четыре года!
Но
народ не сдал Москвы.
Всю
страну при всем народе
Разорвали
на куски...
С. Хохлов
Хорошо
помню Володю Иванова и Володю Ковалева, связистов из нашего батальона. Когда я
обморозилась в украинских степях, то они защищали меня и спасли от гауптвахты.
Так вот, с Владимиром Николаевичем Ковалевым мы переписываемся. Он до войны был
учителем, а после войны - директором школы в Каменск-Шахтинске. В войну у
старшего лейтенанта Ковалева была должность начальника финансовой части. Он отметил
юбилей - 1 сентября 1997 года нашему доброму, ласковому, внимательному фронтовому
другу исполнилось 80 лет.
Заместителем
начальника штаба 36-й железнодорожной бригады был Шевцов Иван Тимофеевич,
вместе с Евгением Максимовичем Кузнецовым приезжали ко мне в госпиталь. К
нему очень трудно дозвониться, хотя Краснодар рядом. Поэтому я часто передаю
ему привет через друзей. В штабе бригады работал Рябченко Антон Спиридонович,
в политотделе - Токарев Михаил Сергеевич. Командиром 7-й эксплуатационной
железнодорожной роты был Семашко Александр Петрович. К.А. Боровиков в
1942-1943 годы был в той роте военкомом. Где вы, боевые товарищи, сейчас? Мои
боевые спутники, получить бы весточку от вас...
Переписываемся
с лейтенантом Денисенко Николаем Ивановичем из города Черновцы, с Карповичем
Михаилом Ильичем, командиром 7-й эксплуатационной роты. Живет в Туапсе.
Замполитом 36-го батальона был Дзябшипа Давид Георгиевич из Сухуми. С ним
вели переписку, встречались, до сих пор храню фотографии.
После
войны нашу часть укрупнили, сделали 10-й батальон. Дислоцировался он в Туапсе.
До сих пор проходят встречи с однополчанами в Туапсе. Жили в гостинице без
удобств. Да и зачем они нам, когда были счастливы от того, что видели друг
друга. Встречи проходили и в Доме офицеров в городе Краснодаре, и в доме
железнодорожника... Нет уже с нами Ивана Михайловича Павлова. Он похоронен в
Краснодаре. Его сын, Борис Иванович Павлов, возглавлял УВВВ-5 - тоже умер,
похоронен рядом с отцом. На русском кладбище в поселке Цыпка Туапсинского
района похоронен Морозов (18 км от Туапсе). Нет с нами Моргунова, Петрика,
Казакова, Безродного.
А
в 1973 году произошла встреча, о которой мне особенно приятно вспоминать. Соседка
Лена говорит: «Ищут какую-то Машу Иващенко! Уже несколько раз приезжали, ходят,
расспрашивают. Не знаю я никаких Иващенко!»
-
Лена! Так это ж я - Иващенко. Будут искать снова, найди меня обязательно.
Иду
я однажды с работы. Собака у меня была, Карай. Увидит меня издали, всегда ко
мне бежит. Навстречу мне идут двое мужчин. Если мне незнакомые, то я и не
смотрю в их сторону. С юности такая привычка
осталась. Карай пробежал мимо них, не тронул. Я тоже прошла мимо. Слышу за
спиной: «Маша! А «здравствуй» надо говорить?» Я оборачиваюсь - «Женечка!» Так
нашли меня председатель Совета железнодорожных войск старший лейтенант
Безродный А. и Кузнецов Е. - командир роты связи. Радость была какая! Не
передать.
Кузнецов Евгений Максимович и Софья Антоновна, его
жена и боевая подруга, живут в Краснодаре. Он возглавляет Совет ветеранов
Прикубанского района, 27 лет прослужил в армии. Кузнецову в феврале исполнится
80 лет! Звоним друг другу, в госпитале встречались. Я их очень люблю. Ведь нас
становится все меньше. Поговорю с ними, и как будто сил прибавляется. Недавно
книгу мне подарил Евгений Максимович и подписал: «От Совета ветеранов
железнодорожных войск г. Краснодара военному железнодорожнику Копленковой
Марии Николаевне на память о совместной службе в 36-м батальоне связи 36-й
железнодорожной бригады в годы Великой Отечественной войны». Книга называется
«Железнодорожные войска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Книга вышла в Москве в издательстве «Альпарий» под редакцией Г.И. Когатько -
начальника железнодорожных войск в России.
Мои боевые подруги! Катя Федирко из Новоминской. Она
была связисткой в другом батальоне. Сейчас живет в Красноярске.
Соня
Кривенко служила связисткой в штабе. Сейчас живет в Краснодаре. Рядом прошел по
фронтовым дорогам Женечка, ее муж, - Евгений Максимович Кузнецов. А ребята,
они и в годы войны любили пошутить. Копались мы на станции Ениколе в Крыму. А
они спрятали нашу одежду. Опоздаешь на обед - накажут. Гауптвахта ожидала. Расплакались мы с
Соней. Одежду на место подложили. Вот так запомнила морское купание. С тех пор
море полюбила, хотя не меньше люблю кубанские степи.
Вера Кравченко! Служила в армии телеграфисткой. Была
на коммутаторе. Очень скромная. Ценю я Веру как боевую подругу. Дорога мне юность.
Подруга молодости. В шинели с ней прошла всю войну. Мы с ней разные были: я
ростом маленькая, а Вера намного выше меня. Спрашиваю: «Вера! Что сегодня на
кухне?». - Каша пшеняная. Так и дразнили ее «Пшеняна». Куда ни зову её,
робеет. На войне ничего не боялась, а сейчас робеет.
Приехал из Гудауты (Абхазия) связной из 36-ого
батальона.
-
Я пришел проверить, как у вас работает
электросчетчик.
-
Проверяйте.
Бегает по комнатам, делает вид, что ищет розетку.
-
У вас все в порядке! Пойду посмотрю на
велосипед. Я его у калитки оставил.
Я иду его провожать, а у калитки Вера стоит.
-
Маша! Ты что же, нашего Мишу-гармониста не
узнала?
Это оказался Миша Естратиков... Вот так время меняет
нас внешне, но никогда не забудем мы своих однополчан. Остаются в памяти молодыми
и красивыми, смелыми и ответственными, верные своему солдатскому долгу. Мы
были по национальности разные: грузины, украинцы, армяне. Но между нами никогда
не было распрей. А сейчас нет той страны, за которую мы воевали.
Как же мне
ответить внучке на вопрос: «С чего начинается Родина?»
ПОСЛЕВОЕННЫЕ
СИНЕЮЩИЕ ДАЛИ
К мирному труду приступили в декабре 1945 года.
Поступила на курсы бухгалтеров в Краснодаре. Учиться материально было тяжело.
Проработав немного на молокозаводе, уехала в Москву. Годы жизни в Москве -
самые лучшие. И хотя жила бедно - не хватало денег, но каждый день был не
похож на предыдущий, разнообразный, насыщенный. Я очень любила оперу:
испанскую, итальянскую. И поэтому посещение Большого театра было для меня
праздником. Я могла не есть несколько дней, но на оперу шла обязательно. Моими
любимыми солистами были Владимир Атлантов, Иван Козловский, Муслим Магомаев.
Особенно мне нравилась Мария Биешу в опере «Чио-Чио-Сан».
Посещала
Третьяковскую галерею, все матчи мирового конькобежного первенства, игры по
футболу. Работала в строительном управлении Министерства гидрометеослужбы.
Строила Дом Актера - ул. Воровского и площадь Восстания. Видела многих
артистов и писателей. Одного Евгения Леонова не видела. До выпуска на экраны
смотрела все фильмы. Знала, что «вырезали» из киноленты.
Нет
у меня хрусталя, золота, зато личная библиотека богатая.
В
1948 году вышла замуж. Приехала с мужем на Кубань. Работала
секретарем-машинисткой в колхозе «6 условий Сталина». Какой я бы была сейчас многодетной
матерью и бабушкой, но судьба дала мне возможность вырастить и воспитать
только одного сына Александра, невестку Любу, внучек Танечку и Олю. Сын
хороший, внимательный, скромный. Невестку зовут Люба.
Проработав
немного учетчицей на животноводческой ферме, я вместе с сыном уехала в
Краснодар в 1960 году на учебу. Окончила специализированные ускоренные курсы по
строительству, стала прорабом. Работала мастером на стройке СМУ-7 треста
«Нефтегазстрой» (после реорганизации - ПМК-49).
Работала
с мужчинами. Училась и честности, и выносливости, и упорству, а грубости -
больше, чем нежности. Не скрою, называли меня за глаза «Женщина с характером».
Была с ними справедливой, поэтому чувствовала уважение.
Работала
с заключенными в Ейском районе на строительстве птицефабрики: строили
поселок, теплотрассу, жилые дома, детсад. «Маша, - говорил главный инженер, -
не ходи одна. Прибьют». Но и с ними находила общий язык. А главное - никогда
начальству не доносила.
Много
лет проработала на базе - это сердце производства. Сюда поступают все заявки
для всех строящихся объектов. Как сработают на базе, так сработают производственные
участки. Работала без выходных. Спала по четыре часа в сутки. Однажды прихожу
домой. Ноги в резиновых сапогах отекли. Сын снял мне обувь и говорит: «Мама, я
петуха зарезал. Борщ сварил. Тебе ножку специально оставил и крылышко». А мне
до сих пор стыдно, что я о ребенке забыла. Такой уж у меня характер. И песня,
наверное, обо мне написана: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».
Всякие
были ситуации - и смешные, и грустные. Начальник у меня был Белоусов Юрий
Николаевич (кстати, руководителей у меня было человек семнадцать). Любила я его
за честность. Не хитрил, не перекладывал трудности на плечи других. Все
здоровье отдавал производству. Так вот, звонит: «Копленкова! Где тракторы? Где
краны? Где бульдозеры?»
«Батюшки, - думаю, - что ж мои орлы
еще сотворили? Что делать, где их искать, почему на задание не выехали?».
Начала
выкручиваться, как могла. «Один на ремонте, другой вот-вот будет готов к работе».
А сама не пойму, что могло случиться. Оказывается, ребята хотели погреться
грязью Ханского озера и не смогли оттуда выехать. Вытянули их оттуда. Так они
по два рейса сделали. Дошло до Юрия Николаевича: «Ты меня обманула, Николаевна».
-
«Так вы тогда такой сердитый были. Представьте, что им грозило, если б я призналась».
Старалась
беречь материалы. Бетон, чтоб не сгорел, мокрыми опилками накрывала, плиты,
перемычки железобетонные все раскладывала по ГОСТам. Хранила стройматериалы.
А если заканчивали объект, то обязательно оставляла разной краски немного.
Последнюю ретушь делать. Не терпела лентяев и халтурщиков. Видно, война
наложила отпечаток на мой характер. Да и военные строители повлияли на выбор
моей гражданской профессии.
Мои
объекты: мясокомбинат, СШ № 2, животноводческий комплекс в совхозе «Кубанская
степь», на Лебяжьем острове - два птичника 200 м длины, 20 тыс. вместимость,
два 16-квартирных дома, очистные сооружения -18 м глубины и склад готовой продукции
на Албашском консервном заводе, панельные дома - возле старой поликлиники и
возле кафе «Сказка». Кстати, то мои первые дома!!! Достраивали здание администрации,
24-квартирные дома в Ейском районе. Строила водозабор и колодцы для
коммунхоза.
В 1966 г. награждена орденом
Трудового Знамени и юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
Какие бы изменения не происходили в стране, трудовая биография тесно
переплетена с ее судьбой. Поэтому так дороги мне все эти награды.
НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ...
Мария
Николаевна закончила свои воспоминания, но мы не могли поставить на этом точку.
Вот, Мария Николаевна, эти строки адресуют вам ваши друзья и знакомые.
1.
Кузнецов
Евгений Максимович. Командир роты. Председатель Совета ветеранов
железнодорожных войск Прикубанского района г. Краснодара:
«Вспоминаю наши молодые, боевые годы,
наших друзей и все, что было, незабываемо, Марийка! Сколько у тебя энергии!
Будь по-прежнему энергичной, деятельной, какой мы привыкли тебя видеть. Какая
ты счастливая! Кипучая твоя натура пусть держит тебя на «плаву», Марийка!
Природа одарила тебя добротой».
2.
Ковалев Владимир Николаевич. Начальник
финансовой части 36-го батальона связи г. Каменск-Шахтинск:
«Жизнь наша протекала в таком темпе,
что мы и не заметили, как промелькнули полвека. Мария! Ты ласковая, как южное
солнце, энергичная, как кубанская казачка. Щедрое наше сердце! С праздником
Победы!»
3.
Лекарчук Василий Николаевич. Участник Великой
Отечественной войны, ветеран Военно-Морского флота, ст. Каневская:
«Наше поколение отстояло независимость
вашей Родины. Я родился я г. Казатине Винницкой области, а боевой путь Марии
Николаевны проходил через этот город. Теперь этот город от нас отделяет
граница. Как понять и унять нашу душевную боль? Марию Николаевну знаю по
совместной работе. Вместе строили мясокомбинат. Она была мастером, а я
начальником стройки. Хочу, чтобы молодое поколение ценило мудрость,
убежденность и жизненный опыт ветеранов».
4. Вера Николаевна Карпенко (Кравчук) фронтовая
подруга, ст. Каневская.
«Маша все знает. Боевая! Мне с ней
рядом было уютно. Правда, болеет она в последнее время часто. Жаль, что здоровье
ушло не по назначению. Но она не сдается. Маша! Как мы можем забыть свою
молодость военную? Помнишь строительство моста через Керченский пролив?
Помнишь гибель наших ребят? Как они просили помощи, а ледяные глыбы давили
их? Помнишь, как меня солдат вовремя оттолкнул от деформированной сваи? Маша!
Ведь мы с тобой остались живы! Я тебе желаю терпения, выдержки той, что была на
фронте. Здоровья тебе, Мария!»
5.
Софья Антоновна Кузнецова (Кривенко).
Связистка. Фронтовая подруга, г. Краснодар:
«Машенька! Когда ты звонишь, у нас с
Женей праздник. Родная! Не болей! В День Победы выпьем по глотку домашнего
вина, помянем наших ребят и споем песни «Седина ты моя, седина» и «Стою на полу
станочке».
6.
Шевцов Иван Трофимович. Заместитель
начальника штаба, г. Краснодар:
«Копленкову я не знаю, а маленькую,
моторную Марийку не забыл».
7.
Сергей Хохлов. Кубанский поэт:
ЖЕЛЕЗНАЯ
ДОРОГА 1942 ГОДА
Я жил - железная дорога
Стонала прямо у порога,
И ветер мчащихся колес
Меня с собой, как гравий нес.
Шли грузно с танками платформы
Вдогон клонящемуся дню.
При них - совсем мальчишки в форме
Стояли - шлемы на броню,
И мысль мне душу поразила,
Непостижимая уму:
И день и ночь войны горнило
Горит - спасенья никому...
И ныне помню глаз их строгость,
И луч прощальный с неба - к ним.
Полвека дым над той дорогой
Висит - ничем не истребим.
ПОСЛЕСЛОВИЕ ЭЛЬВИРЫ ГРОЗДОВОЙ
Закончились военные мемуары. Я, Мария Николаевна, прошла по дорогам
Вашей фронтовой молодости. Я пережила с Вами Вашу нелегкую судьбу, встретилась
с Вашими фронтовыми друзьями. В память о нашей встрече я посвящаю Вам свои
стихи.
Мария
Николаевна! Не плачьте!
Ведь молодость былую не вернуть.
Простите тех, кто любит посудачить
И словом едким иногда кольнуть.
«Какие, мол, из девушек солдатки
И много ли они навоевали..?
Но вы ответьте им предельно кратко:
«Нам не за глазки ордена давали».
Мария Николаевна, а где-то
На тихом полустаночке ковыль
Седой в тумане хмурого рассвета
Военную поведает всем быль.
Мария Николаевна, Вы помните
Своих друзей и мертвых, и живых.
Мы первый тост поднимем в вашей комнате
За смелость на дорогах фронтовых.
Источник: Копленкова, Мария. Время всё дальше, а
память дороже [Текст] : мемуары военного железнодорожника / Мария
Копленкова // Каневчане. - 1998. - №5. - С. 44-60.
Комментариев нет:
Отправить комментарий