пятница, 2 октября 2020 г.

Чтобы русский стих не утих... (воспоминания Д.Акопова о поездке на родину Есенина)

Д. Акопов у домика Есенина

Завтра мы отмечаем 125-летие любимого русского поэта Сергея Есенина, который так писал о себе:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил. 

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Больше полувека прошло с тех пор, как Джон Акопов через всю страну летел на родину Есенина, чтобы походить тропинками поэта, увидеть всё то, что так вдохновляло его. Но наш земляк до сих пор взволнованно вспоминает эту поездку, встречи с интересными людьми, с сестрой Есенина Александрой. И охотно делится с нами этими воспоминаниями в газете «10-й канал». А мы с удовольствием их прочитаем, и не забудем взять с полки томик стихов с  пленительными есенинскими строками,  полными сердечной теплоты. И пока среди нас есть такие любители поэзии, как Джон Суренович, можно надеяться, что будет живо русское поэтическое слово, и когда-нибудь да сбудется мечта Сергея Есенина – и на «всей планете пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть». 

ВЗВОЛНОВАЛА ДУШУ РОДИМАЯ СТОРОНА, ГДЕ РОДИЛСЯ ПОЭТ

Ранним утром 2 октября 1965 года мощный отечественный лайнер, став на крыло в небе над Хабаровском, уносил меня и ещё около ста пассажиров за многие тысячи километ­ров в столицу нашей Ро­дины ‒ Москву. Преодолев почти семь тысяч километ­ров, самолёт приземлился в аэропорту Домодедово. За­тем мой путь лежал в Рязань, а оттуда ‒ в старинное село Константиново, на родину ве­ликого русского поэта Сергея Есенина.

Тогда ещё молодой лейте­нант, я летел с Дальнего Вос­тока, чтобы в год 70-летия со дня рождения своего кумира прикоснуться душой и телом к местам, где жил и творил великий мастер поэтического слова, прививший мне, рус­скому армянину, своим твор­чеством большую и светлую любовь к русской земле, рус­ской культуре, русскому чело­веку, великому русскому язы­ку. Мне страстно хотелось поклониться «низкому дому с голубыми ставнями» ‒ родно­му очагу поэта.

Я родился в поэтической семье. Мой отец Сурен Седракович, будучи членом россий­ской Ассоциации пролетарских писателей (позже ‒ Союз писателей СССР), вечерами читал матери, большой любитель­нице поэзии, нам, детям, свои стихи и стихи многих других поэтов. Своей нежностью, лиричностью их строки вливали в мою душу что-то светлое, воз­вышенное, отрывали от земли, уносили за облака. Ещё тогда меня поразили стихи Сергея Есенина. Такие строки, как «зеленокосая, в юбчонке белой, стоит берёза под окном…», от­крывали для меня новый мир, побуждали по-иному смотреть на всё, что меня окружало.

Очень хотелось найти кни­гу с его стихами, чтобы, спря­тавшись где-то в укромном месте, читать их, оставшись на­едине с автором. Когда учился в стародеревянковской пятой школе, в скромной библиоте­ке станицы нашёл небольшой томик стихов Сергея Есенина. Зачитал его до дыр. Сотни раз перечитывал одни и те же стро­ки. Тогда же начал писать и свои первые стихи. Поддержал меня в этом начинании мой любимый учитель русского языка и ли­тературы Иван Прокофьевич Пискунов.

И вот я в Константиново! Смотрел на дома земляков по­эта, берёзы, цветы, церковь, и моему счастью не было границ. Там же познакомился с корреспондентом одного из украинских журналов, поэтом, приехавшим сделать материал о праздновании юбилея Сергея Есенина.

Начали мы своё путешествие с родительского дома поэта. В доме всё было так же, как и при его жизни. Большая кова­ная кровать с пышными подуш­ками, укрытая разноцветным лоскутным одеялом. Цвета в ос­новном синие и голубые. Рус­ская печь. На стенах ‒ образа. Везде в доме лавки для гостей. Не удержался: увидев в нише печи чернильницу, прихватил её с собой. Позже понял свою ошибку: изделие было 1964 года. Затем вышли на подворье. Фотографировались у амбара, в котором, уединившись от мирской суеты, поэт переносил на бумагу свою любовь к род­ным местам, людям, его окру­жавшим, свои переживания за их судьбу, за судьбу своей Роди­ны. Наверное, здесь он написал пронзительное до слёз:

«Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои.

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви!».

Постояли у берёзы, что в ро­дительском поле поэта. Вече­ром вышли на крутой берег реки, с которого поэт любовал­ся заокскими далями, постояли у церкви. Переночевав в гости­нице, а вернее, проговорив поч­ти всю ночь о дневных впечатлениях, рано утром пошли по селу к землякам поэта. Моему товарищу необходимо было по­говорить с теми, кто лично знал Есенина, ходил с ним в школу, водил хороводы. Встречали нас по-русски, очень приветли­во, рассказывали много о том, каким был их товарищ и одно­классник Сергей, о его любви ко всему живому, к каждой тра­винке на земле.

Моему товарищу очень хо­телось привезти из этой по­ездки в редакцию что-то и ма­териальное, что напоминало бы о поездке на родину Сергея Есенина. Один из друзей Есени­на посоветовал нам залезть на чердак и порыться там в старье. Так, мол, делают многие при­езжие. Полез туда, конечно, я. В кромешной темноте, собрав на себя всю паутину, среди пря­лок, веретён и другого я нашёл ещё есенинской поры лапоть.

Когда вошёл в дом, все поду­мали, что это домовой решил поругать хозяев за нарушен­ный покой. Мой друг смотрел на меня, на этот лапоть такими жалостливыми, просящими гла­зами, в них было столько моль­бы отдать находку ему, что я не мог поступить иначе. Позже он опишет всё это в одном из сбор­ников стихов. Посвятил и мне одно из стихотворений. Помню лишь несколько строк из него: «…Дом Есенина Сергея. Мы вошли, трещат дрова, на ико­нах, пламенея, раздвигая мрак едва…». Далее и о чернильни­це, и о лапте, доставшемся только ему.

В тот же день перед большим торжественным мероприятием в литературном музее Сергея Есенина, где я воочию увидел пожелтевшие листки бумаги, написанные и неоднократно правленные рукой поэта, документы и другие экспонаты, нам предстояла встреча с сестрой Сергея Есенина Александрой (Шурой), приехавшей в родное село по случаю 70-летия со дня рождения брата. Наряду с дру­гими и я читал ей и всем при­сутствующим любимые стихи своего кумира.

Это были одни из самых счастливых дней в моей жизни, даже сегодня, вспоминая о них, моя душа наполняется любовью к жизни, к истории, культуре Великой России. После одной из поездок в Константиново я написал стихи «На родине Есенина».

Джон АКОПОВ

Источник: Акопов, Джон. Взволновала душу родимая сторона, где родился поэт : 125-летие со дня рождения С.Есенина; автор рассказывает о своей о поездке к есенинским местам / Джон Акопов // 10-й канал. - 2020. - 2 окт. - С. 10.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий