понедельник, 5 октября 2020 г.

С Днём учителя! (рассказ Д.Акопова о первой учительнице)

Сегодня – День учителя, это не просто профессиональный праздник, это праздник всего просвещённого человечества. Эту мысль хорошо выразила в своих стихах Вероника Тушнова:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

Мы поздравляем всех учителей! Ведь у каждого из нас есть свой любимый учитель, были они и у наших писателей-каневчан, которые через всю жизнь пронесли светлый образ своего первого учителя. Как знать, кем бы они стали, если бы не встретилась на их пути добрая учительница, которая подарила синенький карандашик, погладила по голове или вселила веру в свои возможности. Перед вами воспоминания Джона Акопова о его первой учительнице.

МОЙ ПЕРВЫЙ ЗВОНОК БЫЛ НЕ НА УРОК

Всё дальше уходит в историю тот день, когда я впервые перешагнул порог школы. Но каждый раз, глядя на идущих в первый класс весёлых, нарядных, с пышными букетами цве­тов мальчишек и девчонок, моё сердце начинает учащённо биться. А мысли уносят в далёкие голодные сороковые годы.

Небольшой хуторок Трудовая Армения, как и вся страна, только отходил от ран, нанесённых войной и послевоенной засухой. Хлеба не видели и не знали, какой он. Ели макуху и всё, что росло в огороде, степи. Одежды почти никакой. Нам, детям, было полегче. Носились по полям в поиске любой съе­добной травы. С утра до вечера купались в речке. Там же в костре пекли пойманную рыбу, яйца диких уток, лысух, чаек. Ели корни рогозы и другое.

Однажды, выйдя на выгон перед хутором, где мы всегда собирались по утрам, я не увидел своих друзей. Оказалось, что их всех собрала в школу, обыкновенную большую хату, наша замечательная сельская учительница Тамара Семёновна Бабагулова. Побежал туда и я. Из одежды на мне было выгоревшее от солнца и дождей сшитое из старого маминого платья (всё в дырах) жалкое подобие трусов. Увидев в окне школы своих друзей, смело открыл дверь и сел рядом со своим корешем Вла­димиром Мацко. Тамара Семёновна подняла меня и, объяс­нив, что мне ещё только семь лет и в школу я могу прийти только через год, предложила пойти домой. Я не хотел уходить и расплакался. Видя мои слёзы, добрая учительница раз­решила мне посидеть в классе до звонка.

Все ученики начальной школы находились в одной комнате. Одна учительница вела урок то с одним, то с другим классом. Как зачарованный слушал я всё, что она говорила. Особенно поразила меня впервые увиденная большая карта страны. Я следил за указкой и как наяву видел голубые реки, озёра, моря, зелёные равнины и леса, коричневые горы. Моему изумлению и восторгу не было предела. Как губка впитывал всё, что гово­рила учительница. А когда начинался опрос, то при любой за­минке ученика я с места выкрикивал свои дополнения. Учи­тельница каждый раз внимательно смотрела на меня, а я, сжав­шись, ожидал, что меня выгонят ещё до звонка.

Прозвенел мой первый звонок. Тамара Семёновна подо­шла ко мне и ласково сказала, что она готова взять меня в первый класс, если будут согласны родители. Счастливый, я побежал домой. Отец и мать о чём-то долго совещались, по­том сказали мне: «Нравится – иди учись». В тот же вечер мать из обрывков платья сшила мне сумку. Отец выделил для пись­ма несколько старых пожелтевших газет и фронтовых писем. Послал за камышом, из которого смастерил ручку. Вместо чернил был сок бузины.

Из одежды –  всё те же трусы. Вместо рубашки – загорелая за лето кожа да худое от голода тело, в котором трепетно билось сердце, страстно желавшее быстрее пойти в школу, чтобы как можно больше узнать от своей любимой учительницы о том огромном мире, который окружал меня и звал осуществить в полной мере свою миссию на этой прекрасной земле.

Вспоминая в эти дни свою первую учительницу, хочется сказать в память о ней словами неизвестного мне поэта:

Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звёзд.

Но слово теплое  «учитель»

Всегда растрогает до слёз.

Всегда заставить вспомнить что-то

Родное, близкое тебе…

В двадцатом веке и в двухсотом

Учитель вечен на Земле!

Источник: Акопов Д.С. Мой первый звонок был не на урок // Под небом России : очерки, стихотворения.  - Майкоп, 2012. - С. 262-264.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий