вторник, 22 марта 2022 г.

Ллеться наша ридна ричь...

 

Сейчас среди молодёжи чаще можно найти человека, знающего язык программирования Python, или хинди, нежели нашу родную кубанскую балачку.
А ведь наши прапрабабушки иного языка и не знали, потому что грамоте обучены не были, а те, кто посещал церковно-приходскую школу, и русский классический язык всё же постигал, в быту всё равно продолжал балакать. И невдомёк нашим современникам, что ещё в 20-е годы ХХ века на Кубани официальные документы выходили на украинском языке.
Но все течёт, все изменяется, и теперешним каневчанам хорошо бы вспомнить, как говорили их прапрадедушки и прапрабабушки. Наша риднэсэнька балачка очень сочная, яркая и напевная.
Для неравнодушных к истории и местной этнографии в «Каневских зорях» представлена очень интересная  рубрика «На «ять»!», которую ведёт писатель и краевед Степан Павлович Деревянко.
Там вы можете найти весь спектр местного колоритного фольклора – и стихи, и рассказы каневских авторов на балачке, и мини-словарь местных слов  с переводом на русский, и пословицы с поговорками, и шутливые притчи. А лучше прочтите что-нибудь сами, не пожалеете!

 

Степан Деревянко

Клятва прыймака

Я, добрый хлопыць, покынувший батькивщину (отчий дом), пырыйшов в обчество прыймакив. Пэрэд лицом тэщи и жинкы клянусь: развивыть, укрыплять, охранять тэщино хазяйство. Ны отгавкуваця, беспрекословно выполнять указания тэщи и жинкы – в хати ны курыть, и курыть тилькы самэ дэшэвэ курыво, або самосад з города. Водку пыть тилькы по вылыкым празныкам и в дози, установленной жинкой и тэщей.
Ежечасно впускать, або выпускать кота в хату и из хаты и называть тилькы на «Вы». Кажын дэнь мыть посуду и считать цэ для сэбэ почётной обязанностью.
Кажин вэчир мыть курям ногы  и  садыть йих на сидало.
Кажнэ утро ганять гусэй на пашу, гусака нысты на руках, шоб вин ны заморывсь. Колы тэща ляга спать, чисать ййи пяткы, або голову,   шоб быстриш заснула.
Носыть воду по тры видра зразу: два на коромысли и однэ в руках, шоб ны вырыпувать (выстуживать) хату.
Кажнэ утро выгрибать  с пичкы золу и сыпать тэщи до базаря дорожку, сыпать тидькы против витра, шоб в очи кужэлило (задувало).
На гарни харчи рот ны роззявлять, с йисты  картоплю, кабак, буряк и трошкы хлиба.
На дивчат ны заглядацця и молыть Бога, шоб отвив оцю искусу. Колы пизно прыйшов з роботы, а тэща и жинка   сплять, шукать самому мыску, ложку, сыпать (в смысле наливать) борщ, той, шо прокыс, и ны плямкать.
Лягать спать в синях, пид голову класты винык. Спать тилькы по пивночи, а потим собаку пидминять, гавкать за ёго.
Если я нарушу цю клятву, хай покарають мэнэ тэща з качалкою и жинка з палкою, хай посыпыся на мою голову грозна кара.
Прыймак! Помны цю клятву, раз собрався жить у тэщи.

Як була б я молодою…
 
Завтра прыйдэ знова лютэнь:
Мэрзнуть рукы, витэр лютый
 
Мисяць в нэби, наче сонцэ:
Свитэ, свитэ у виконцэ.
 
Мисяць свитэ, та й ны грие –
Зимкнуть очи мини мрии.
 

Як була я молодою,
Пишла в ричку за водою.
 
В ричку впало там видэрцэ,
Та й прыпав козак до сэрця.
 
Я йому свое кохання –
Вин мини: «А шо маманя?»
 
Я про волю йому слово
А вин: «Е у нас корова»
 
Я опять: «Царыцей стану»
А вин: «Сино  будым ставыть»
 
Я йому: «Спывать умию».
А вин: «Жито будэм виять».
 
Я: «Дытыну кохать буду».
«Йисты зварышь – я  нэ гудю».
 
Я сказала: «Як зумию».
Вин крычить: «Нэ розумию»
 
Мисяць свитэ у виконца,
Завтра знова будэ сонцэ.
 
Сонцэ свитэ, та й ны грие,
Лытять птыцей мои мрии:
 
Як була б я молодою,
Знов пишла б я за водою.
 
Я б видэрцэ упустыла,
Та й другого полюбыла.
 
 Словарик:

Вбуться – обуться
Вдвох – вдвоём
Вздовш – вдоль
Видчиплять – отцеплять
Впокат – рядом
Заповидать – дать наказ
 



Источник:
Деревянко С. Шоб у вас, добри люды, всэ було на ять!/ С. Деревянко.- Текст непосредственный  // Каневские зори. – 2022. – 20 января. – С. 7.
Деревянко С. Мы з Мыколой/ С. Деревянко.- Текст непосредственный  // Каневские зори. – 2022. – 17 февраля. – С. 7.
Деревянко С. / Мы з Мыколой/ С. Деревянко.- Текст непосредственный  // Каневские зори. – 2022. – 17 марта. – С. 10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий